Митрополит Антоний (Храповицкий)
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II
(Речь на монархическом собрании в г. Белграде 9-22 декабря 1929 г.)
Нравственный облик покойного Государя, облик трагический. Его облик на целые века будет причиною слез и стыда для народа за себя и благоговейной благодарности Богу за Покойного.
Есть исторические личности, которым суждено глубоко страдать за себя и других. Таким был наш покойный Государь. Родившись в день многострадального Иова, Государь считал и сам обреченным себя на страдания. Мы надеялись, что на Государе исполнятся и последние годы Иова, когда ему было возвращено его благополучие, но этим надеждам не суждено было осуществиться.
Был у нас в России и другой Иов, угодник Божий, Иов Почаевский, почивший в 1651 году. Он написал собственноручное письмо царю Михаилу Феодоровичу, в котором, выражая свою радость Русскому Самодержавию, указывал, что Русский Царь должен быть не только автократом, но и монократом, т. е. Царем всей вселенной. В ходе исторических событий это пожелание было близко к осуществлению, но несчастья, выпавшие на нашу Родину, остановили развитие этих событий.
Царствование Государя Николая II началось и окончилось несчастьем. Известное несчастье на Ходынке во время коронационных торжеств вызвало злорадство со стороны врагов Самодержавия, которые всегда радовались, когда трон шатался. Великий Князь Сергий Александрович, человек очень благочестивый, введший в среде нашей аристократии земные поклоны, вместо католического реверанса на одно колено, подвергался тогда наглому осмеянию; в некоторых случаях в Москве, где он был Генерал-Губернатором, по его адресу кричали, „князь Ходынский". Государь с самого начала своего царствования обратил свое внимание на тех, кто нуждался. Вероятно, по примеру о. Иоанна Кронштадтского Он стал по всей России учреждать Дома трудолюбия, которые наши либералы также стремились превратить в дома праздности. В отношениях с о. Иоанном Кронштадтским который присутствовал при кончине Императора Александра III, у последнего Государя не было близости, так как о. Иоанн, несмотря на неоднократные пожелания Государя в последние годы Его царствования, уклонялся от посещения дворца. О. Иоанн был большой враг всякой конституции и понимал, что с колебанием Самодержавия колеблется и Россия.
Царствование Государя Николая II ознаменовалось открытием в России мощей св. угодников и их прославлением. Насколько в России это дело в последнее время было трудным, видно из того, что после открытия мощей Св. Тихона Задонского в 1861 году, сопровождавшихся народным энтузиазмом и многими чудесами, по России распространился слух, что будто бы Император Александр II выразился, что это будет последний святой в России. Я не верю, что Государь мог сказать такую фразу, но самый факт распространения подобного слуха достаточно характеризует тогдашние общественные настроения. В царствование Государя Николая II были открыты мощи Св. Феодосия Черниговского (1896 г.), пр. Серафима Саровского (1903 г.), Св. Иоасафа Белгородского (1911 г.), Иоанна Тобольского, Анны Кашинской, Питирима Тамбовского. Я помню, как в одном из заседаний Св. Синода один из иерархов заметил, что нельзя же до бесконечности продолжать прославление святых. Взоры присутствовавших обратились на меня и я ответил: „если мы верим в Бога, то мы должны быть рады прославлению св. угодников".
Из этого видно насколько велико было благочестие Государя, который почти первый решился на это дело.
Государь обратил свое внимание на положение старообрядцев и раскольников. Хотя спасительна только одна Св. Православная Церковь, но то, что сохранилось у раскольников от древности делает их весьма близкими к вечному спасению. Надо сказать, что Государь любил простых людей и простых монахов. Эта любовь особенно сказалась при одном из посещений Государя с семьей Киево-Печерской Лавры. В то время как с иерархами Государь здоровался, целуясь рука в руку, при посещении Киево-Печерской Лавры Государь взял под мышку свою фуражку и стал подходить смиренно под благословение к выстроившимся иеросхимонахам, за ним последовала Государыня и дочери. Приняв благословение от всех иеросхимонахов, Государь подошел к простым схимникам старцам и здесь настоятель монастыря доложил Государю, что эти старцы, не имеющие священного сана, не могут давать благословение. Вообще Государь имел особое свойство смиренномудрия. Прежние Государи обыкновенно видели из высшей иерархии только Петербургского Митрополита и то два раза в год во время официальных поздравлений на Рождество и на Пасху. Государь же Николай II повидал почти всех иерархов и огорчался, что иерархи говорили с Государем не на духовные темы, а вели обычный разговор, принятый при официальных придворных приемах.
Я лично избегал посещения дворца, тяготясь тем установленным этикетом, который унижал высших представителей Церкви. Первый раз Государь высказал пожелание видеть меня в 1906 году. Я явился к Нему в установленный день. Государь с укором сказал мне: „Мы встречаемся с вами в первый раз". Государь был настолько милостив ко мне, что я решился обратить внимание Государя на необходимость религиозного воспитания военного юношества и войск. Государь мне ответил, что этим делом у Него ведает Вел. Кн. Константин Константинович и что Он укажет ему, чтобы мое пожелание было исполнено.
Началась страшная революция 1904 года. Многие многие русские люди потеряли тогда не только голову, но и совесть, и вот тогда нашего благостного Государя постиг удар в самое сердце. Во дворце свило себе гнездо страшное суеверие. Государыня, недавно принявшая православие, находившаяся без опытного духовного руководства, превысила меру в своем духовном искании и подчинилась власти суеверия.
Такое явление в религиозной жизни приводит к катастрофе. Вот, например, теперь в Париже прочно укоренилось совершенно ложное религиозное направление, которое ищет какого то мистицизма и „чудес в решете". Подобное явление есть типичная духовная прелесть. Они не хотят идти путем постепенного, трудного духовного усовершенствования и поэтому терпят катастрофу.
Склонность к суевериям усиливается во время опасностей. Государь, согласившись на учреждение Государственной Думы, прекрасно понимал, что Россия идет к гибели и чувствуя постоянную опасность, также подчинился власти суеверия.
Влияние Распутина, столь гибельно отразившееся на России, усиливалось еще через болезнь Наследника. Я думаю, что чудодейственная сила Распутина, при помощи которой он будто бы останавливал кровотечения у Наследника, была на самом деле простым обманом, осуществляемом при помощи придворных. Влияние Распутина упрочивалось благодаря тому, что во дворец проникли теософические взгляды на переселение душ, которые будто остаются возвышенными и святыми даже при отрицательных поступках их носителей. Поэтому сведения о разгулах и разврате Распутина не могли поколебать доверия к нему, как к носителю какой-то мистической силы.
Не могу скрыть того, что Государь при всех высоких качествах своей души и ума, не был к сожалению расположен к идее восстановления Патриаршества и прямого отношения к сему делу не имел. Ужасная идея о том, что Царь будто бы является главой Церкви, восторжествовавшая еще при Павле I, который в другом отношении был чисто народным Царем, не была изжита и в царствование Государя Николая ІІ-го.
Памятным для меня осталось представление Государю в составе депутации от Волынской губернии в 1908 или в 1909 году. Волынские жители представили Государю 17 толстых переплетенных томов, исписанных своими подписями, в которых умоляли Государя сохранять Самодержавие и не сдаваться на конституцию. Помню, как после представления Государь спросил: „кто из вас Шульгин"? Шульгин назвал себя. Государь благодарил г. Шульгина за патриотическую речь, произнесенную в Государственной Думе. Шульгин со слезами умиления на глазах ответил: я рад тому, что моя речь понравилась Вашему Величеству. Через несколько лет тот же самый Шульгин явился к Государю с позорной миссией требовать отречения Его от Престола. Sic transt gloria mundi.
В 1913 году мне довелось провожать на вокзале уезжавшего из Петербурга Сербского принца Георгия; его сопровождал принц Александр, ныне благополучно царствующий Король Югославии, бывший тогда камер-пажем Государя. Тогда уже собирались тучи на небосклоне Сербии.
Я имел случай высказать принцу Александру свое сочувствие Сербскому народу и подтвердить об исторической миссии России защищать Православный Сербский народ.
Через несколько времени после этого я был принят Государем. Государь был весьма милостив ко мне и я тогда сказал Государю что России необходимо принять активное участие в судьбе Сербии и Галиции. Государь при этих словах взялся за голову и ответил: „дело это трудное, но пусть знают, что на границе Австрии стоит 370 тысяч наших штыков". Вообще с большой любовью Государь относился к Сербии, его особым покровительством пользовались Сербский Митрополит Михаил, затем Митрополит Димитрий, ныне Сербский Патриарх, Его особенно чтил недавно скончавшийся Антиохийский Патриарх Григорий.
Наш Государь имел сердце широкое, нежное, почти женственное и в то же время неустрашимое. Он обнимал своей любовью не только русский народ, не только православных славян, но и все человечество и делал это не из честолюбия и не для славы, а от полноты искреннего сердца.
В делах альтруизма бескорыстного и прямого, Россия занимала безусловно первое место в мире, но и в технической области Россия часто занимала первенствующее место. Так например, лукавые европейцы замолчали, что электрические лампочки были впервые изобретены русским инженером а развитие авиации произошло благодаря работе И. И. Сикорского. Так все хорошее русское тщательно замалчивается. Не нашел Себе справедливой оценки и наш любвеобильный и благостный Государь Николай II.
Да упокоит же Господь Его светлую душу и да научить всех нас и русский народ искупить страшный грех и восстановить Российское Православное Царство.
Источник: Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Том 9. стр. 237-241.