Митрополит Анастасий (Грибановский)

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ
В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский)

Слово в неделю Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний недельный день мы торжественно прославляем память всех святых в земле Российской просиявших.

Кто изочтет их имена? Они поистине бесчисленны, как звезды небесные, как песок морей! Кто назовет нам имена всех этих дивных, прославленных святителей, чудотворцев, сонмы преподобных и, наконец, лики мучеников, просиявших особенно в последние годы нашего лихолетья.

Мы знаем только одно, что они все представляют из себя плоды одного и того-же Божественного Духа, которые Церковь, приносит ныне своему Искупителю, именно как «плод красный», т. е. прекрасный.

Из года в год, из столетия в столетие, наша Святая Церковь умножала это свое духовное богатство, и она украшалась им подлинно пред всем православным миром.

Но вот, когда исполнилось тысячелетие существования России и с ней почти одинаково Русской Церкви, в это время сатана в образе коммунизма, предстал пред русским народом страшным соблазном желая отвратить его от пути истинного и соблазнить на путь греха и неправды. Он предстал соблазном земных благ, к которым русский народ был более или менее равнодушен, ибо он искал прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все прочее, само собою, прилагалось ему. И, увы, русский народ не устоял пред этим искушением. С высоты, на которой он стоял до тех пор, он ринулся в бездну падения. И померкла его прежняя слава! Если его имя, само имя было для многих источником радости и благословения, то теперь оно является часто предметом отвращения и ужаса. И вот, мы все это чувствуем в настоящее время и молим Господа, чтобы Он не отвратил от нас Своей милости! И Господь, действительно не допустил, чтоб древняя Святая Русь, насыщенная таким удивительным благочестием, чтобы она сразу погибла вся, как жертва обольстителя сатаны. Он сохранил для всех нас остаток спасаемого. Эти люди, верные заветам своей Церкви, и учению Евангелия, эти люди ныне или скрываются в так называемой катакомбной Церкви, куда не может достигнуть рука большевиков, или ушли от их преследования в рассеяние, напоминая собою апокалиптическую жену, которая бежала некогда от зверя в пустыню.

И она жива в этих людях, в этих сынах, истинных сынах России, жива Святая Русь до сих пор! Но она не умерла и там, в самой нашей России, как бы она не была осквернена грехами, пороком, преступлениями и гнусным богохульничеством. Она живет еще в сердцах оставшегося верным Православию русского народа, который открыто исповедует ее, посещая с усердием храмы, которые только сохранились во всей России.

Она жива в русском православном быту, откуда ее нельзя выделить и отделить, как душу нельзя отделить от тела, сколько бы не хотели этого безбожные большевики.

Она жива и в заветах нашей древней старины, которые сохранились до сих пор в России, переходя из рода в род, из поколения в поколение, даже в наше упадочное, безбожное время.

Но нас удивляет, как она может возрождаться ныне, совершенно неожиданно для нас, в сердцах молодежи, которая горит, часто чистым, жертвенным, светлым огнем Святой Руси.

Они, конечно восприяли в свои сердца эту Святую Русь, ее дыхание в свои сердца от своих отцев, матерей, дедов, впитывая это дыхание Руси часто вместе с молоком матери.

Сияние ее доходит до них и чрез т. н. русскую художественную литературу, где люди, одаренные высоким талантом Божией милостью, художники слова, запечатлели на все века эту нашу кроткую, и вместе прекрасную Св. Русь.

Она умиляла сердца их самих и они передали это святое умиление и в последующее поколение через свои художественные вдохновенные страницы.

Во многих сердцах она живет доныне, эта Св. Русь, как бы в скрытом состоянии, как это бывает иногда с теплотой физического мира, которая обнаруживается ясно в известные моменты, когда она разряжается и выходит наружу. Так и многие из верующих в настоящей России не открывают своей души до тех пор, пока они не предстанут пред лицом смерти, пред которым конечно, нет никаких таин и которой вся открыто.

Вы слышали, вероятно, имя одного известного русского писателя, который еще в недавнее время наполнял не только нашу литературу, но почти и мировую. Всем казалось, что он далек от веры и от способности ее исповедовать, но когда настал день его кончины, тогда он не скрыл, что он православный христианин, верный своей Церкви, и завещал похоронить себя по православному чину, что было и исполнено. Много людей было на его погребении и они конечно не могли не понять того, что заставляло этого писателя с прославленным именем, смиренно оставить завещание похоронить себя по православному обряду...

И эта Русь, эти останки святых, еще живут и ныне там на нашей Родине. И ими, конечно, жива наша несчастная страдальческая Родина, питаясь их духом не только сама и давая от своего елея иностранным государствам и народам которые лишены совершенно религиозного утешения.

Вы знаете, дорогие братья и сестры, сколь тяжкий искусительный период переживает весь мир в настоящие дни.

Там, на Дальнем Востоке, вы знаете, идет напряженная борьба между, так называемым, свободным миром, т. е. свободным от коммунистического обольщения и его послушными рабами, ведется с необычайным напряжением сил, с великими жертвами и только для того, чтобы спасти мир от окончательной погибели, которая неминуема если им овладеет, безбожный коммунизм.

И как часто многие, видя внешнее широкое распространение и усиление повсюду коммунистической заразы, готовы впасть в уныние, думая что уж настал последний день мира.

Но, кто знает из нас конец мира, если Господь сказал что его не ведают даже святые ангелы.

Но как бы не велика Вам казалась опасность от так называемого коммунизма, а для нас большевизма, мы знаем что у нас есть оружие непобедимое, перед которым не устоит никакая сила вражия. Об этом оружии говорит нам святой апостол, говоря «что святии вси победили верою царства, обратили в бегство полки чуждых. Были крепкие во бранех, прияли мертвых от гробов» и все это совершалось их верою, которая доступна, конечно, и нам, если мы будем просить Господа о том, чтобы умножил в нас это драгоценное сокровище.

Мы сами, конечно, должны возгревать, прежде всего, огонь Святой веры. Но однако, никто не может овладеть этим благодатным даром без помощи Божией. Поэтому мы должны просить Господа, чтобы он умножил в нас благодать Святой веры, дабы она была крепкой и несокрушимой, особенно во время этих страшных бедствий и испытаний.

Сколько людей, которые только и живут укрепляясь этой верой. Другие должны, подражая им, вооружаться ею и тогда уныние и отчаяние не коснется их душ.

Будем просить всех святых в земле русской просиявших, чтобы они своими молитвами подкрепили нашу немощную веру, и дали ей ту силу, которая способна творить чудеса.

Будем умолять Пречистую Матерь Божию, нашу присную Ходатаицу, чтобы Она своим молитвенным предстательством пред Господом отвратила от нас Его праведный гнев, и Он бы простил нам все грехи вольные и невольные, и снова даровал бы нам жизнь и спасение Святой Руси и спасение и избавление от вечной гибели всему миру. Аминь.

19 июня 1960 г.

 


Источник: Православная Русь № 10, 1999.

Скопировать ссылку