Митрополит Анастасий (Грибановский)

РЕЧЬ НА СОБРАНИИ ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНОВАНИЯ
23-го ДНЯ ГАЗЕТЫ «РОССИЯ»
17/30 января 1955 года.

Митрополит Анастасий (Грибановский)

Ежегодный праздник газеты «Россия», которому усвоено нарочитое название «Дня России», давно уже стал общественным праздником для всех зарубежных русских людей, кому близко ее идеологическое знамя.

Нынешний т. н. «23-й День России» знаменателен особенно тем, что устроители его постарались придать своему Празднику Русский православный облик, начав его с торжественного соборного моления о спасении России.

Мы все единодушно сейчас молились о спасении нашей Родины Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, прося Его милостиво призреть на страждущий Русский народ. Господь потому и сошел с неба на землю, что не «терпел видеть род человеческий мучимый от диавола», но пришел и спас нас.

Он слышит и ныне вопли русских людей, стонущих под жестоким владычеством слуг сатаны, и силен избавить их от этого мучительного плена, если они будут каяться и взывать к Нему о помощи.

Мы просили всемощного ходатайства перед Ним Его Пречистой Матери за страждущую землю Русскую, которую Она искони возлюбила за ее благочестие и нарекла Своим Домом, ныне оскверненным и поруганным хулами и нечестием богоборцев.

Мы взывали также к древним молитвенникам, строителям и печальникам Св. Руси, Святителю Гермогену и Преподобному Сергию и «Радости» нашей, Преподобному Серафиму, прося их защиты и утешения для родного им народа в то время, когда он переживает тяжкую годину испытаний.

Молясь за весь страждущий Русский народ, в отечестве и рассеянии сущий, мы просили у Бога блаженного упокоения для наших отшедших новых подвижников и страстотерпцев, начиная с Царя-Мученика, принесших за Церковь и Отечество в жертву свою жизнь, возненавидевших и отвергших ложь безбожного коммунизма и возлюбивших правду Христову даже до смерти. Они все живы для нас, будучи связаны с своим народом общею верою и союзом неразрывным и неумирающей братской любви.

Пусть это — молитва, возносимая вне храма! Этим не умаляется ее значение, ибо Бог слышит молитву молящихся на всяком месте владычествия Его.

Русская Православная Церковь, совершая свою великую миссию среди своего народа, никогда не ограничивалась для этого только стенами храма. Она несла благодать молитвы в глубину нашего православного быта, освящая и благословляя все стороны нашей жизни личной, семейной и общественной, за исключением того, что есть в ней суетного и греховного. Она принимала живое и деятельное участие в собирании Руси и ее государственном строительстве. Поэтому русская православная культура получила особый отпечаток: будучи запечатленной везде церковным влиянием, она так же отличалась от культур западных народов, как вся наша тысячелетняя история не похожа на историю этих народов: она шла своими самобытными путями и заключает в себе целый ряд таких событий, какие, по справедливости, следует назвать чудесными, ибо их нельзя объяснить рациональным путем.

Стоит обратить внимание на самый факт исторического роста нашего государства, чтобы остановиться перед ним с чувством изумления.

Будучи сначала малым горчичным зерном, брошенным таинственною рукою на почву Европы, оно сравнительно в, короткий срок выросло в огромное многолиственное дерево, покрывшее своими могучими ветвями шестую часть суши, под сенью которых нашли убежище много малых народностей, слившихся с ним в один могучий русский народный организм. И это, не взирая на постоянные нападения на наше отечество внешних врагов, часто теснивших его со всех сторон, желая помешать его расширению, и внутренние раздоры, бывшие искони национальной болезнью славянских народов.

Где мы можем найти объяснение этой поразительной жизнеспособности нашего народа, как только не в Апостольских словах: «от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания» (Деян. 17: 26).

И Русскому народу Вседержитель предопределил и время, и пределы его обитания под небом.

И народ наш принял свою историческую миссию, как указание воли Божией, как свое национальное признание, назначенное ему свыше. Всякий раз, когда его постигали внешние или внутренние бедствия, угрожавшие самому его существованию, он уповал не на свои силы или поддержку дружественных ему государств, а прежде всего возлагал свою надежду на силу и помощь Того, в руках Которого власть всея земли.

К Нему он обращал свой молитвенный взор, у Него одного искал чудесного покрова и заступления, которое и получил в ответ за свою непоколебимую веру в Промысл Божий.

Кто не знает этих многочисленных знамений милости Божией, явленных нашему Отечеству на протяжении его прошлой истории.

Когда Русь изнемогала под лютым татарским игом, Бог воздвиг для нее нарочитого печальника и ходатая в лице Преподобного Сергия, который поднял упавшую душу Русского народа, вдохнул своим благословением несокрушимую победоносную силу в сердце благочестивого Князя Димитрия Донского и его христолюбивого воинства, и они нанесли решительный удар власти монголов, заставив их вскоре освободить порабощенную ими Русскую землю.

Небесная Промыслительная Рука видимо хранила Русскую землю и в дни первого лихолетья, когда разделившись, она истекала кровью, терзаемая самозванцами, «ворами» и присоединившимися к ним внешними врагами.

Тогда вдохновенный голос Святителя Гермогена, этого Адаманта Православия, как гром, потряс совесть «измалодушествовавшихся» русских людей, призвав их к покаянию и объединению для спасения погибающего Отечества. В то время, как Русь по его призыву очищалась от своих грехов в слезах покаянной молитвы, в небесах за нее воздвиглись ее всегдашний Печальник Преподобный Сергий и Сама Пречистая Матерь Божия, явившаяся возбранной и непобедимой Воеводой русского ополчения. И чудо совершилось! Находившаяся на краю гибели Русь воскресла, как феникс из пепла, и снова, как исполин, устремилась на свой исторический путь, восходя в течение последующих трех веков от славы в славу.

От древних времен России обратим свой взор к новой ее исторической эпохе, обозначенной кровавой русской революцией, потрясшей наше Отечество до самого его основания. Вместе с нею наступила вторая, еще более страшная смута, покрывшая мраком Русскую землю и отдавшая ее во власть темных сил большевизма.

Едва оправившись от первой мировой войны, русский народ вовлечен был своими новыми властителями во вторую, еще более тяжелую, войну и оказался в очень опасном положении, особенно в то время, когда на него устремились немецкие полчища Гитлера, вознамерившегося покорить Русскую землю, чтобы расширить за ее счет жизненное пространство для своего народа.

Русский народ привык к нападению завистливых врагов на свои границы и всегда умел мужественно отражать их.

На этот раз случилось нечто неожиданное и небывалое в нашем прошлом.

Истомившись под тяжким большевицким игом, советская армия, бывшая плотью от плоти своего народа, не захотела сражаться за своих поработителей и тиранов и, думая, что всякий другой режим будет легче большевицкого рабства, не захотела оказывать сопротивление врагу. Огромные военные соединения стали без боя сдаваться на милость победителя и открыли ему свободный доступ к обеим столицам и даже к берегам средней Волги.

Но вскоре Русский народ, сознав угрожавшую ему опасность нового порабощения и как бы пробудившись от сна, ощутив в себе прилив новых сил, единодушно поднялся на защиту Родины и с позором изгнал германцев из пределов России. Развивая свой успех, советские войска сокрушили на своем пути все препоны и победоносно вошли в столицу неприятеля, как это было в 1812 году.

Что же произвело в настроении Русского народа такую решительную перемену и доставило победу советской армии? Гений ее непобедимого генералиссимуса? Талант его маршалов? Или преимущество социалистического строя, при котором правительство яко бы сумело быстро реорганизовать свои отступавшие полки?

Когда мы слышим такие объяснения из уст советских военных специалистов и представителей большевицкого правительства, они способны вызвать у нас только улыбку.

Привыкшая действовать везде путем грубого физического насилия, большевицкая власть, могла без сожаления бросать в бой целые армии и заставить свои полчища быть беспощадными в отношении к побежденному врагу (чем эта война так резко отличается от Великой Отечественной воны, где наше доблественное воинство под водительством великодушного Государя Александра I понесло столько самоотверженных подвигов для освобождения Европы), но неспособна была влить в свое войско того нравственного одушевления, без которого не дается победа.

Мы знаем, что на войне, даже при нынешней сложной ее технике, побеждает прежде всего дух — и этот новый дух вдохнула в сердце советского солдата пробудившаяся в нем вера его отцов. Она временно охладела в его душе, под влиянием отравляющей безбожной пропаганды, но не угасла до конца. Сознание надвигающейся опасности пробудило в нем чувство патриотизма, а патриотизм снова раздул в нем священный огонь религиозного одушевления, и тлеющий под пеплом уголь превратил в яркое пламя.

Мы не решались бы утверждать этот знаменательный факт с такою определенностью, если бы об этом не свидетельствовали открыто сами участники войны, оказавшиеся ныне между нами, и в своих личных беседах и в написанных ими воспоминаниях.

Замечательно, что когда большевицкая власть заметила оживление религиозного чувства в сердце народа и армии, она не только прекратила религиозные гонения, но открыла снова храмы для богослужения, чтобы дать свободный исход такому настроению, ибо она знала, что в нем всегда русский воин черпал свою героическую силу, делавшую его непобедимым. Хорошо известно было ей также и то, что наш народ привык искать для себя подкрепление и утешение только в Церкви в дни общественных бедствий.

Привыкши везде поступать по правилу: «цель оправдывает средства», Советское правительство решило воспользоваться и этим общим религиозным одушевлением, как средством для укрепления своего военного политического положения в надежде потом снова отнять у верующих предоставленные им льготы. Однако, эта последняя попытка не принесла им ожидаемых результатов. Народ в своей массе сумел сохранить свою веру. Мы имеем к нашему утешению целый ряд неоспоримых доказательств, что религиозное чувство осталось доныне живым и деятельным в сердцах русских людей и даже среди молодых поколений, укрепившись в горниле искушений.

И если он, наш многострадальный русский народ, сумел пронести этот дорогой для него светильник сквозь все пережитые им религиозные гонения, то тем более должны бережно хранить эту священную лампаду мы, находящиеся в условиях свободной жизни, дабы она не погасла, но сохранена была для грядущей России.

Организатор нынешнего празднества, Н. П. Рыбаков, дает нам в этом отношении пример, достойный подражания. Он всегда чрез свою газету зовет нас на родные православные пути и доказывает это ныне не только тем, что 23-й «День России» открылся молитвой, но и тем, что самое празднование этого дня перенесено было им с кануна воскресения, к которому он приурочивался обыкновенно прежде, на самый Праздник, дабы не нарушать предпразднственного мира и тишины в вечер субботы и не отвлекать верующих от посещения церковного богослужения. Этот поступок потребовал от него несомненно большого нравственного мужества, ибо нет ничего более трудного, как бороться с закоренелыми светскими обычаями и предрассудками, когда они приходят в столкновение с требованиями религии.

Обычай устраивать шумные увеселительные собрания накануне воскресных дней, продолжающиеся обыкновенно до утра, с каждым днем все более и более укрепляется в нашей зарубежной среде. Кричащие объявления задолго начинают звать на них всех любителей веселого времяпрепровождения, причем разные общественные организации соревнуют друг другу в утонченном искусстве привлекать к себе возможно больше посетителей.

Привычка давно притушила у большинства людей церковное сознание, запрещающее христианам нарушать святость праздника, и даже те из них, кто именуют себя верующими, пренебрегая храмами Божиими, стремятся в ярко освещенные залы, где царит опьяняющее веселие.

Чем более укореняется эта болезнь в современном обществе, тем настойчивее должна бороться с нею Церковь и все, кто остались верными ей и ее установлениям.

Между тем, как только она возвышает свой голос против светских развлечений, устраиваемых в кануны воскресных и других праздничных дней, против нее сейчас же поднимается ропот недовольства в окружающей ее общественной среде. Ее упрекают в излишней строгости к своим чадам, которых она хочет лишить «невинных» удовольствий и подчинить, якобы, монастырскому образу жизни людей, которые никогда не давали иноческих обетов. На самом деле Церковь не требует от них ничего больше, как только исполнения 4-й заповеди Закона Божия, предоставляющего человеку трудиться шесть дней в неделю для удовлетворения его насущных жизненных потребностей, а день 7-й субботу (ныне воскресенье и другие церковные праздники), обязывающей его посвящать на служение Богу.

С тех пор, как эта заповедь возвещена была с высоты Синая, она является обязательной для всех времен и всех народов, как и другие заповеди Десятословия. И Церковь не может не напоминать об этом своим членам. Если она умолкнет, тогда возопиют самые камни, и они уже вопиют для тех, кто имеет уши, чтобы слышать.

Вы все, конечно, знаете имя недавно скончавшегося нашего писателя Ивана Алексеевича Бунина, увенчанного Нобелевской премией. Его талант обеспечивает ему право на почетное место в истории нашей литературы.

И вот, этот человек, проезжая некогда через Красное (Чермное) море, увидел издали Библейскую гору Синай, которая невольно приковала к себе его внимание. «Весь день», пишет в своем художественном дневнике, посвященном описанию его путешествия, «прошел под его величавым и священным знаком, был связан чувством его близости, его ветхозаветного, но вместе с тем и вечного владычества, ибо это вечно, вечно: «Аз есмь Господь Бог твой . . . Помни дни Господни . . . Чти отца и матерь твою . . . Не делай зла ближнему твоему . . . Не желай достояния его».

«Разве эта гора, как все горы на земле?» продолжает он свои дорожные размышления. «Неисчетные мириады тех, кто рождались на земле в течение этих тысячелетий, узнавали о нем с младенчества, на первом пороге жизни и до гроба жили (покорно или строптиво, грешно или свято, а всетаки жили) под властью того, что заповедано на нем, на Синае. Вот истинно незыблемый маяк человечества, столп и утверждение его бытия, престол законов, их же без кары не преступить»...

Те, кто не хотят внимать голосу своих пастырей, пусть прислушаются по крайней мере к этим поучительным словам светского писателя, вышедшим из под его пера в минуту духовного озарения, нередко посещающего вдохновенных служителей художественного слова.

Тогда они, быть может, поймут, что потому наша современная жизнь и пришла в полное расстройство и наполнена страданиями, что она сдвинулась со своих вечных основ, какие были для нее искони богоустановленные заповеди, которые нельзя безнаказанно нарушать так же, как и законы природы. Когда их спасительный свет стал меркнуть для человечества, мрак окутал землю. Из этого мрака вышел коммунизм, как новый общественный идеал, успевший увлечь за собою множество людей, увидевших в нем новое откровение, способное яко бы излечить все социальные бедствия и возвратить человечеству потерянный ими рай на земле.

На самом деле он способен только разрушать, а не созидать всякую разумную общественную и культурную жизнь, будучи основан на безбожном материалистическом фундаменте.

Он отравил своим ядом все источники нынешней культуры и превратил науку в древо познания добра и зла, убивая душу и тело человека.

Со времени его появления, все человечество повисло над бездной, ежеминутно готовой поглотить его. Ему угрожают такие бедствия, пред которыми должны померкнуть ужасы Геркуланума и Помпеи и все другие катастрофы, какие когда-либо переживало человечество.

На земле не осталось силы, способной спасти мир от этой страшной опасности, и только один Бог может отвратить ее от нас Своею всемогущею Десницею.

Пред Ним не могут устоять темные адские силы, действующие во всем мире. Он может сокрушить сатанинскую власть, пленившую Русскую землю, если мы сами решительно отвергнем соблазны коммунизма и проявим непреклонную волю в борьбе с этим мировым злом.

Что такое коммунизм, как не воплощение сатанинского духа богопротивления и всякой лжи и неправды, которую он ежеминутно сеет по всему миру, отравляя ею миллионы людей. Наш долг противостать ему «с оружием правды в правой и левой руке», по завету апостола, не человеческой, зыбкой и обманчивой, правды, а правды вечной, непреложной, Божественной.

Нет ничего могущественнее человеческого слова, особенно теперь, когда оно, подобно молнии, в одно мгновение обтекает всю землю. Но из одного и того же источника может истекать и горькая и сладкая вода.

Сыны века сего мудрее сынов царствия в роде своем. Они давно уже пользуются всеми новейшими техническими средствами, для распространения своих пагубных идей, особенно радиопередачами и повседневной печатью, с необыкновенною быстротою, протекающей во все концы мира.

Мы все знаем власть последней над человеческими умами, ибо постоянно испытываем ее на самих себе. И каждый день газета дает нам картину мировой жизни во всем ее разнообразии, но рисует ее такими красками, какие находит для себя наиболее выгодными. И наш ум по справедливости можно назвать рабом ленивым и лукавым. Он никогда не дает себе труда продумать каждый вопрос до конца и предпочитает успокоиться на подставленных ему в газетных статьях готовых взглядах и установках. Впрочем, при нынешнем темпе жизни, для большинства людей, часто не остается времени для углубления в смысл происходящих событий. Внушая своему читателю изо дня в день одни и те же мысли и настроения, ежедневная печать легко подчиняет его своему влиянию, как бы односторонне и даже иногда вредно для него оно ни было.

Если коммунисты употребляют столько усилий, чтобы путем своей пропаганды разложить вес мир и захватить его в свои руки, то и мы должны стараться развить такую же энергию для опровержения их ложных утверждений и для распространения во всем мире здорового христианского мировоззрения, основанного на слове Божием, на велениях нашей православной совести и указаниях нашего русского исторического опыта и истории других народов.

Наше слово должно быть настолько сильнее и действеннее их проповеди, насколько истина могущественнее лжи и добро победоноснее зла.

К сожалению, мы до сих пор не научились ценить значение той общественной силы, какою является живая, отзывчивая и в то же время серьезная, сознающая свою ответственность газета, и не отдаем ей того внимания, какого она заслуживает. Недостаточно мы ценим несомненно и 23-летнее служение русскому национальному делу газеты «Россия»; иначе она не была бы вынуждена обращаться к общественной поддержке для развития своей полезной духовно-просветительной и патриотической работы, которою мы все широко пользуемся, хотя и не всегда сознаем это.

В течение всего этого срока, с неослабевающею энергией она поддерживала наше национальное самосознание, которое так легко затемняется под перекрестным влиянием борющихся между собою органов печати разных направлений.

Высоко держа свое идеологическое знамя, она не боялась исповедовать русские заветные идеалы пред лицом, западного мира, который часто не понимает и потому не принимает их.

Находясь всегда в тесном общении и сотрудничестве с нашей Церковью, она вместе с последней духовно собирала и нравственно воспитывала рассеянную Зарубежную Русь.

Когда русские изгнанники подвергались в некоторых странах преследованиям под скрытым влиянием Советских агентов или тех, кто были их орудием заграницей, «Россия» не боялась мужественно возвышать свой голос в защиту своих гонимых соотечественников пред лицом всего свободного мира.

Все эти заслуги «России» мы должны взвесить ныне на весах беспристрастной правды и если мы недостаточно поддерживали этот полезный патриотический орган в прошлое время, то должны удвоить свою материальную и нравственную помощь ему теперь, чтобы с технической стороны поднять его на такую высоту, какая отвечает потребностям нынешнего исторического момента, и через то расширить сферу общественного влияния этой газеты.

Будем помнить, что, укрепляя ее существование, мы утверждаем чрез это собственное независимое национальное бытие.

Стужа ей, мы одновременно служим делу освобождения нашей Родины, за что «Россия» ратует в течение 23 лет с такою горячею неподкупною ревностью, которая делает ее вполне достойной своего обязывающего наименования.

Ныне наша общая поддержка для этой национальной газеты тем более необходима и своевременна, что приближаются по-видимому судьбоносные дни, долженствующие решить судьбу нашего отечества и с нею и судьбу всего мира, столь тесно связанных ныне между собою.

Есть два знаменательных, явления, которые мы наблюдаем в настоящее время. С одной стороны, мы видим, как рассеянные за рубежом русские люди, подобно рассеянным сухим костям, какие узрел некогда пророк Иезекииль в своем видении, начинают собираться вместе, послушные какому-то таинственному зовущему их голосу, и мы слышим шелест их движения, как некогда слышал его пророк, а с другой — до нашего слуха доносится подземный гул, предшествующий обычно землетрясению, предвещающий падение Вавилонской башни, утвердившейся на Русской земле.

С какою бы гордостью ни возвышал свою голову мировой коммунизм, он несомненно обречен и час его падения близок.

Будем же терпеливо ожидать времени, когда пробьет этот час, и вместе ускорять в меру наших сил его наступление, и пусть наше нынешнее торжественное собрание в годичный праздник газеты «Россия» будет знаменовать новую ступень, ведущую к достижению той вожделенной цели, какая должна владеть всеми нашими мыслями, чувствами и желаниями — спасению страждущей и потому особенно дорогой нам Родины.




Источник: Православная Русь. №4, 1955. Стр. 3-6.

Скопировать ссылку