Священномученик Иоанн Восторгов

ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В БОГЕ И ЦЕРКВИ

(Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего
Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и
не было между вами разделений, но чтобы вы
соединены были в одном духе и в одних мыслях
(1 Кор. I, 10).

Священномученик Иоанн Восторгов

В самый тяжкий час Своей жизни, отправляясь на Гефсиманское томление и последующую крестную смерть, в самый тяжкий час жизни, расставаясь с апостолами, Господь Иисус произносит великую первосвященническую молитву о верующих к Отцу Своему Небесному. О чем Он молит? Что более всего Он желает видеть в том малом стаде верующих, которому Бог благоизволил дать царство? В чем Он видит условие его процветания и силы до века?

Он просит единения верующих между собою, основанного на единении в Боге.

«Не о сих же молю токмо, — не об одних апостолах,— но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоанн. XVII, 20—21).

И вот, чрез столько веков, чрез два тысячелетия христианской жизни, мы видим, что приведенный нами в начале слова призыв апостола, слышанный нами сегодня за литургией, к нам относится всецело, как-будто написанный и сказанный вчера.

О, зачем, зачем эти наши разделения, наши раздоры и споры?! Зачем православные люди одного народа, одного Царства разделились так резко в суждениях и взглядах, Распались на партии, возненавидели друг друга и, наконец, многих местах обагрили землю кровью, опозорили себя братоубийствами? Зачем это царящее всюду озлобление?

И отчего все это?

Братие! Дух единый и единые мысли, — то, о чем говорит апостол, — не могут быть у людей, если они предоставлены сами себе, своим только природным силам, ибо силы эти слишком повреждены грехом. Свидетельства, примеры и доказательства такой слабости естественных сил человека мы найдем во всей истории людей. Только высшая, духовная сила, только вера Христова, низводящая силы божественные, только вера может заставить людей, соединившись в великое собрание, именуемое Церковью, забыть зверские наклонности и стремления, уступать всем во имя любви, подчинять себя благому игу закона Господня, сознать, что даже блаженнее давать, чем принимать. При таком устроении жизни исполняется великое слово Писания: «Едино тело, един дух... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Ефес. IV, 4—6). Христос Спаситель для того и пришел на землю, чтобы соединить всех людей в единый союз этой веры — в Церковь. В час Его рождения ангелы воспели об этом грядущем счастье и спасении людей и возвестили на земле мир, в человецех благоволение. В час Его мучительной разлуки с апостолами, имеющими насадить Церковь во всем мире, мы уже слышали, молитва Первосвященника-Господа призывала верующих быть едино. В час сошествия Духа Святаго на апостолов, когда утверждено основание Церкви, древнее разделение и вавилонское смешение языков, — плод гордости, неверия и злобы людей, — было уничтожено и заменено противоположным: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва.

И на веки вечные основанием взаимного единения и взаимной любви людей служит вера во Христа, воспринятая нами от апостолов. Им заповедано идти в мир весь и проповедать евангелие всей твари, научить все народы и крещением во имя Отца и Сына и Святаго Духа соединить всех во единую Церковь, в которой должны пасть все прежние разделения эллина и иудея, раба и свободного, мужеского пола и женского. Всяческая и во всех Христос!

Отступите от этого великого единения, — и снова воцарится древнее язычество; отступите от этого единения, — и снова распри и разделения; отступите от веры и Церкви, — и снова кровь и вечная злоба, и снова человек человеку зверь. Тогда не спасет никакая сила, на которую возлагают надежду сыны века сего. Надеются обыкновенно на просвещение, на развитие закона и права, на правильное устройство государства, на так-называемую гражданственность. Напрасные надежды! Если строишь дом из дерева, не ожидай, что он в конце-концов будет каменным. Силы человека без помощи Божией не только слабы, но, главное, греховны, а греховность, как закваска, пройдет во все дела человека, отравит и просвещение, и право, и государство, и гражданственность, она даст разложение умов, порочность сердец, слабость воли, всюду она произведет разномыслие и вражду и сделает свое дело разрушения. Ведь в государствах, преследующих право и гражданственность, все основано на прениях и спорах; говорят и уверяют, что эти прения и споры именно и ведут к истине. Пусть так: пусть они могут привести и к истине, но приведут ли они к единению и миру? Приведут, если будут объединены в высшем начале веры и любви, если будут подчинены им и притом не за гнев и страх спорящих, а за любовь и за совесть!

Иначе будут вечно царить самоуверенность, гордость, самолюбие и злоба, а отсюда далеко до мира и единения.

Итак, только в единении веры и Церкви — спасение наше от разделений и раздоров. Ослабело в нас, в русских людях, это единение, и вот поэтому-то и поразило нас глубокое несчастье: споры, вражда и взаимные раздоры. Слишком преувеличенное значение мы придали земным делам, делам устроения царства земного и его порядков, и вот поэтому-то и выросло у нас озлобление одних против других.

Вспомним же единое на потребу! Вспомним, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих! Вспомним пламенную молитву Господа о единении верующих, вспомним наставление апостола, слышанное нами ныне, чтобы не было между нами разделений, но чтобы мы соединены были в одном духе и в одних мыслях! Вспомним, наконец, страдания нашей дорогой родины, гибнущей от распрей и разделений!

Было время, называемое смутным, в истории России, — страшное время, когда разделения и распри привели нашу родину на край гибели. Уже не стало в ней власти, уже не было царя, уже одни части государства шли войной против других, уже столица государства, Москва, была в руках врагов. Но под знаменем веры и православной Церкви, одумавшись и покаявшись, по призыву пастырей и святых обителей, объединились наши предки и спасли гибнущее отечество.

Пусть и устрашит и вразумит нас это воспоминание!

Будем едины в вере и Церкви, будем едино в Боге!

Мир вам, мир всем! Аминь!

1906 г.

Скопировать ссылку