Священномученик Иоанн Восторгов
СВИДЕТЕЛИ ВЕРНЫЕ
Слово в день Усекновения главы Иоанна Крестителя
(Сказано 29 августа 1908 г. в церкви ст. Ново-Александровской Кубанской области).
Вспоминаем и чествуем сегодня верного свидетеля Господня, за истину пострадавшего с радостью, святого пророка и предтечу Христова и Крестителя Иоанна.
Верным рабом Божиим и свидетелем явился он, когда получил повеление Господа проповедывать людям скорое пришествие Спасителя и крестить людей крещением покаяния; верным свидетелем явился он, когда, по откровению пославшего его крестить в воде, указал он народу Сына Божия, имеющего крестить Духом Святым (Иоан. I, 33 — 4); верным свидетелем явился он, когда возгремел глас его и в пустыне, и при водах Иордана, когда приходили к нему люди всех званий и состояний — мытари, фарисеи, саддукеи, воины, и когда каждому сердцу он поведал его печальную историю, указал грехи, обличил неправды, давал наставления; верным свидетелем истины Божией явился он, когда в лицо обличил царя нечестивого, нарушившего закон и соблазнявшего народ тем, что взял себе жену брата своего, отняв ее у живого мужа.
Свет неприятен больному глазу, истина неприятна испорченному сердцу. К кому бы ни обращалось обличение, редко исполняется слово древнего мудреца: „обличи премудрого и возлюбит тебя"; чаще видим другое: если обличишь безумного, он возненавидит тебя. Это в равной мере относится ко всем людям, — и к сильным и к слабым, и к богатым и к бедным, к ученым и простецам. Напрасно поэтому думают и говорят, что преследуют провозвестников истины только люди, стоящие у власти. Не одни цари и правители убивали пророков и апостолов и мучили христиан: мы знаем, что Пилат не находил вины в Иисусе Христе, а толпа вопила: „возьми, возьми, распни Его"; мы знаем, как часто начальники не только защищали, но и прямо спасали апостола Павла от смерти в Иерусалиме, в Кесарии, в Ефесе, в Коринфе, — читайте об этом в Деяниях Апостольских (главы XIII, XIV, XVI, XVIII, XIX, XXI — II — III и т. д.), люди же улицы, безумная толпа требовали смерти апостола, а однажды сорок человек заклялись не есть и не пить, пока не убьют апостола Павла и сторожили его на дороге (Деян. XXIII, 13); мы знаем, что первых христиан очень часто влекло на суд и предавало смерти буйное народное сборище, кричавшее, что эти, якобы, безбожники достойны смерти; наконец, что всего удивительнее, первых христиан правители и начальники предавали самым жестоким истязаниям и казням, по требованию ученых, философов, людей, считавших себя самыми образованными и просвещенными. Ибо нет более жестокой ненависти к истине, как у людей, ея не признающих, но себя почитающих мудрыми и обладающими истиной. В последнем мы убеждались теперь каждый день.
Итак, нет ничего удивительного, что и Крестителя Иоанна схватил им обличаемый пред всеми царь и посадил его в мрачную темницу. В это время Иисус Христос уже был в силе Своего Божественного учительства: за Ним следовало множество слушателей, Он неустанно учил народ истинам царствия Божия, Он совершал множество чудес. До Иоанна, томившегося в темнице, доходили слухи об Иисусе, и он не знал, Тот ли это Самый, Кого он крестил и на Кого сходил Дух Святый при крещении, или это кто-то другой. Может-быть, по человеческой слабости временно заколебался дух его в этом мучительном заключении в подземной темнице далекой пустыни; может-быть, хотел он кротко и смиренно напомнить о себе пред Чудотворцем Иисусом, в тайной надежде, не изведет ли Он и его чудодейственною силою из уз и заточения. И вот посылает он к Иисусу двоих учеников своих сказать Ему: „Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого"?
Непостижима, братие, тайна судеб Божиих; неведомы нам тайны Божественного мироправления, непостижима уму и тайна страдания праведных. И Спаситель Сам не сошел со креста, не свел со креста страданий и раскаявшегося разбойника, не вывел из темницы и Иоанна. Но пред учениками Иоанна Он засвидетельствовал о Своем небесном посланничестве, поддержал веру Своего Предтечи, укрепил его дух, предостерег от колебания: „Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Матф. XI, 6).
А затем Господь восхвалил Иоанна самою высокою похвалою, какая есть и может быть в мире: „Истинно говорю вам, — сказал Господь, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (ст. 11).
И остался Иоанн свидетелем верным и в страдании своем. Скоро и кровью своею засвидетельствовал он верность истине, приняв смерть от руки палача, по требованию развратной блудницы Иродиады, незаконной жены царя, и ея бессердечной и такой же развратной дочери.
Святая Церковь отметила особо этот день воспоминания смерти праведного и верного свидетеля Господня установлением поста, в знак того, что мы далеки должны быть от того нечестивого образа жизни, от блуда, пьянства и безумия пиршеств и всякого непотребства, в которых пребывали убийцы святого пророка — Ирод, Иродиада, ея дочь и все окружающие царя.
Вместе с тем невольно пред духовным взором нашим восстают все подражатели святого Иоанна, подобно ему смертью своею запечатлевшие верность истине, от кого бы они ни прияли гонения и кончину.
Кто они, эти верные свидетели?
Это — прежде всего, конечно, святые мученики, исповедники, страстотерпцы, им же несть числа, пострадавшие за Христа и Его Церковь по всей земле. Они во святых, и имена их вечно в похвалах Церкви Божией.
Но подобны им и все те не прославленные святостью жизни, может-быть, в земном житии и много согрешавшие, но приявшие смерть за исполнение своего долга пред ближними: это — православные воины, положившие жизнь свою за веру, царя и отечество на полях брани, в дальних плаваниях, на-страже долга, в защите родины, во исполнение величайшей заповеди Христовой: „больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Ныне поминает их святая Церковь заупокойною молитвою. Вам, возлюбленные, особенно близки эти свидетели верные. За последние сто лет, как здесь поселены были казаки для ограждения русского царства от натиска и набегов диких горцев, есть ли среди коренных жителей станицы хотя одна семья, в которой бы не было за минувшие войны нескольких убитых на поле брани, замученных и погибших в плену, пропавших без вести, умерших преждевременно от полученных ран и увечий?! О них ведутся тихие рассказы в старых семьях, о них хранятся здесь бережно воспоминания... Совершая сегодня священную службу, на проскомидии в редком „поминании" (помяннике) мы не встретили имен на брани убиенных воинов... И достойно и праведно возносится о них ныне особое моление в день, когда празднуется память с похвалами верного свидетеля Господня Иоанна. И верим мы, и верою и любовию возгреваем надежду, что молитва церковная пройдет небеса, что всенародное моление предстанет пред Господом, и грехи, содеянные ими, простятся и покроются за труды их, за страдания, за кровь и смерть ради блага Церкви и родины.
И еще есть теперь свидетели верные; это слуги царевы, павшие жертвою за исполнение своего долга пред родиною от руки безбожных внутренних врагов нашего отечества. За грехи наши послал нам Господь тяжкое испытание. От нас самих вышли и из среды нашей восстали люди развращенные; одни из них — это сознательные обманщики, которые, или ненавидя Россию, покрыли ее изменами, предательством, кровью и позором, или, пробираясь к власти и богатству, старались устранять убийствами и насилиями всех, кто мешал им в достижении их преступной цели; другие же из них, в большинстве обманутые, сбитые с толку, шли сами на гибель и губили других, по предречению евангелия: „придет час, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он этим совершает службу Богу" (Иоан. XVI, 2). Только не нашему Богу истины, а своему собственному богу, сатане, идолу современных учений они совершали службу. И вот, на наших глазах, — мы все помним это и знаем, — они в жертву сатане бросали бомбы, стреляли из револьверов, производили крушения поездов, убивали по ночам сонных солдат, убивали из засад, распинали, мучили, сжигали, резали, отравляли верных долгу служителей родины. Так убито несколько десятков тысяч человек озлобленными врагами, впавшими в кровавое помешательство. Так убит Царь-Освободитель Александр II-й и его сын великий князь Сергий Александрович; убито множество губернаторов, начальников всякого рода и правителей и еще больше убито казаков, солдат, городовых и, наконец, просто случайных прохожих, стариков, старух, женщин, грудных детей, погибших от взрывов бомб, от выстрелов при всевозможных покушениях. Никого не щадили нечестивые злодеи в своем кровавом безумии. В больших городах по ночам они из-за угла или подъезжая на быстрых лошадях подкарауливали солдат, сторожей, городовых и безжалостно их расстреливали.
Чтоб иметь деньги на покупку оружия. на поездки, на обеспеченное житье, на наем квартир, на печатание всяких подпольных листков и особенно на издание десятков газет, развращающих народ, они грабили, отнимали деньги у артельщиков, казначеев, в кассах, в банках, в казначействах, вымогали их путем застращивания у людей богатых, — и снова убивали и убивали, стреляли, бросали бомбы... Безумное помешательство стало теперь тише, но все же окончательно еще не прекратилось.
И за всех этих погибших, расстрелянных, взорванных, зарезанных, убитых достойно и праведно ныне вознести заупокойное моление, как за свидетелей верных, помянуть их вместе с православными воинами, на брани убиенными. Тяжела была их смерть, не легче была и жизнь: их обычно, прежде чем убить, преследовали продажные и преступные газеты, клеветали на них, возводили всякие небылицы, обвиняли во всевозможных преступлениях, позорили всячески их имя, лишали покоя их самих и их родных и близких. Да будет же и к ним милость Господня! Да прольется и о них наша молитва! И верим мы и уповаем, что грехи этих новых бесчисленных мучеников, свидетелей верных, от руки врагов за служение Царю и отечеству убиенных, простит Господь за страдание их и смерть и за молитвы Церкви Божией.
Ибо что говорит о такой смерти от руки врагов Божиих святое и вечное слово Господне?
Пишет святой апостол Петр: „Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки. Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Петр. II, 13 — 20). „Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или посягающий на чужое. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (IV, 15 — 16).
Пишет и святой апостол Павел: „Если кто и подвизается, не увенчивается, если не законно будет подвизаться и мучен будет" (2 Тим. II, 5).
Итак, вся похвала только убиенным за исполнение долга, и нет никакой похвалы пострадавшим, хотя бы и убиенным за преступления и беззакония. Итак, как лживы и безумны все эти убийцы, бунтовщики и крамольники, когда, попадая на суды, подвергаясь осуждению в тюрьмы или ссылки, или на смертную казнь, они своими ли устами или устами своих единомышленников силятся себя называть и прославлять „борцами", „героями", „подвижниками" и „мучениками"! Намеренно, с особою силою, мы говорим здесь об этом, ибо знаем, что здесь именно раздавались и ныне раздаются такие речи, восхваляющие злодеев и приравнивающие их к мученикам и подвижникам, здесь именно раздаются и обвинения против правительства и суда за то, что они ссылают и присуждают к казням таких убийц и преступников.
Как убедительно, как ясно опровергаются эти лицемерные и лукавые речи приведенными словами святых апостолов! Нет, не всякое страдание, не всякая смерть есть мученичество и подвиг! Это понимали гораздо лучше нынешних просвещенных разбойников разбойники, распятые на кресте вместе с Иисусом Христом; по крайней мере, один из них, страдая неимоверно и останавливая другого в его хулах и ругательствах, говорил: „Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он, Иисус Христос, ничего худого не сделал" (Лук. XXIII, 40 — 41). А нынешние защитники политических убийц и преступников, очевидно, полагают, что страдания и Христа н разбойников имели одинаковую цену и заслугу!..
Далее: не преступление совершает законное правительство, когда наказывает злодеев, напротив, оно исполняет свой долг, ибо, слышали вы, говорит апостол Петр: правители посланы для наказания преступников. Апостол же Павел учит: „Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга; если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Римл. XIII, 3 — 4). Слышите: меч дан власти земной, и дан не напрасно; он законно и праведно направлен против злодеев и крамольников. Сам апостол, когда его представили на суд, на своем собственном лице и примере указал, что меч этот может быть употреблен властью для посечения зла; здесь же апостол вместе с тем дал нам ясное различение смерти ради Христа, за правду, и смерти за преступление; он заявил судье: „если я неправ и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, то никто не может выдать меня обвинителям. Требую суда кесарева", т.-е. царского (Деян. XXV, 11).
Что скажут на это современные злодеи, убийцы, изменники, бунтовщики, предатели и грабители? Они осуждены бесповоротно словом Божиим, и спасение их не в том, чтоб их другие или они сами себя прославляли, как „борцов" за свободу: такой борец был Каин, такой „борец" был и Иуда; нет, их спасение только в том пути, на который вступил евангельский благоразумный разбойник, распятый с Иисусом: признать свою вину, осудить себя, признать наказания, на них налагаемые, справедливыми, раскаяться и у Христа Спасителя просить прощения греха и участия в Его царствии. Иначе это будут предстатели от Иуды, а не от Христа, свидетели от сатаны, а не от Бога, — свидетели лживые, а не верные.
Всех же верных свидетелей да помянет Господь во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков! Помолимся о них всецерковным молением. И если и нам самим за слово истины, за крепкое стояние в исполнении долга, за верность Богу, Царю и родине судит Господь принять клеветы, гонения, позор, преследования и даже смерть, то да сподобит и нас Господь части верных Его свидетелей в молитве Церкви и во царствии Христовом! Аминь.