Священномученик Иоанн Восторгов
СПАСЕНИЕ - В ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
(Слово в праздник свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла)
Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф, XVI, ст. 18).
Когда я размышлял над этими словами св. евангелия, которые мы сегодня слышали за богослужением, и думал, какое назидание преподать вам, возлюбленные, на основании этих слов, я получил от неизвестного мне лица письмо с такими вопросами, которые как бы нарочно составлены к нынешней нашей беседе.
По всем признакам, пишет в простоте души верующий человек, пишет издалека, из г. Самарканда в Средней Азии. Он прочитал случайно одну из печатных моих проповедей, которые и вам были мною сегодня розданы), и просит разъяснения по некоторым своим недоуменным вопросам. Впрочем, вопрос один у него, только предлагается в различных видах, — это вопрос о Церкви.
«Прошу я разъяснения, — пишет мне неизвестный вопрошатель, — как понять то, что враги наши, сеющие теперь на Руси обманные, пагубные речи, ненавидят всякого, кто по- читает веру и Церковь; еще: как понимать, что Бог направляет человека чрез религию и Церковь к добру вечному и истинному; далее: как понимать, что человек должен всеми силами служить Христовой вере и работать в ограде святой Церкви; наконец: как понять то, что антихрист воздвигает гонение на Христа и на Церковь». «Объясните что такое Церковь».
Вы можете спросить меня: какое нам дело до того, кто чего не понимает, кто о чем спрашивает, и зачем нам об этом слушать?
Думается, что такое рассуждение будет неправильным.
Вопрос о Церкви, о спасении в ее ограде, о погибели вне Церкви — это вечный предмет разъяснений и назиданий для верующих. Недоумения, о которых писал мне неизвестный добрый христианин, — это недоумения не одного его, а многих, и если он писал от чистого сердца, желая услышать и познать истину, то, несомненно, с таким же настроением сердец и с такою же жаждою спасения должны послушать слово о Церкви и все верующие христиане. О Церкви беспрестанно говорит слово Божие, а кто читал и знает слово святоотеческое, тот найдет в нем такое, потрясающее всю душу христианина учение: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» (св. свящмч. Киприан). Говорить об этом предмете всегда благовременно, но особенно нужно в такие дни смуты, когда особенно чувствуется нужда в твердом, ясном, непререкаемом руководстве веры, жизни и мысли и всего поведения христианина, а такое руководство только и может дать Господь, и дает его чрез Свою Церковь. Достойно и праведно говорить об этом и в нынешний праздник, ибо апостолу Петру было дано Господом обетование о Церкви в ответ на его горячее исповедание веры во Христа, Сына Божия, а св. апостол Павел больше всех потрудился, чтобы словом своим раскрыть и уяснить учение о Церкви, и чтобы самым делом распространить ее по всем странам земли и благоустроить жизнь членов св. Церкви. Оба святые первоверховные апостолы отдали Церкви Христовой всю жизнь, ей служили всеми силами, в Церковь звали всею своею проповедью, прилагая верующих к Церкви (Деян. II, 47), поставляя епископов, пресвитеров п диаконов (1 Тим. III, 2, 8; Деян. XIV, 23; 1 Кор. XII, 28; Еф. IV, 11), за Церковь они и умерли, завещав пастырям пасти усердно, с любовию и смирением Церковь Господа и Бога, которую Господь стяжал Своею Кровию (1 Петр. У, 2; Деян. XX, 28), а пасомым завещав не уклоняться от собрания церковного, быть в послушании у пастырей, проникаться и спасаться учением Церкви (1 Кор. XII, 28; XI, 18; Еф. V, 27; III, 10; 1 Петр. I, 12).
Над всеми этими заветами поставьте слово Самого Основателя Церкви — Господа Иисуса Христа; кто Церковь не послушает, тот да будет тебе, как язычник и мытарь (Мф. XVIII, 17) и, наконец, отрадное на всю вечность благовестие, что Церковь обнимает землю и небо; что в ней пребывают живые и умершие, во главе со Христом, в сожительстве с ангелами и всеми святыми, что и мы, значит, смертью земною только изменяем вид пребывания в Церкви, а по существу продолжаем в ней жить вечно (Евр. XII, 23).
Не может человек жить без веры, не уйдет он никуда и никогда от Бога; всегда он будет идти к Богу, всегда будет искать Его воли; всегда будет желать угодить Ему; всегда человек, в виду болезней и смерти, и пред всяким великим и серьезным делом, будет чувствовать себя бессильным; пред громадою мира он познает себя ничтожным, и склонится пред Божеством, и будет искать Его помощи; всегда человек в глубине своей совести будет сознавать себя грешным и нечистым и будет искать очищения и спасения у Бога. Сколько ни знает история народов земли, безверного народа не было. Были ложные веры, были неправильные виды богопочтения, но хотя и ложно, а человек все-таки веровал, стремился к Богу и искал Его. Стремление к религии — врожденное нам стремление. Обманывает ли оно человека? Этого не может быть. Если бы такое стремление было ложно, т.-е., если бы на самом деле религия была не нужна или невозможна, то все люди представлялись бы какими-то безумцами, которые ищут всю жизнь того, чего нет на самом деле. Но врожденные стремления никогда живых существ не обманывают. Ребенок ни у кого не учился, а начинает тотчас же после рождения правильно дышать. Птица никогда не была на юге, а летит туда осенью, и правильно делает, ибо находит себе там тепло и все, что нужно для жизни. Утенок никогда не плавал, но, как только вылупился из яйца, бросается в воду и начинает плавать. Черепаха бросает яйца вдали от берега, но молодые черепахи, как только от солнечного тепла выродятся, направляются сами не в сторону от воды, а к воде, хотя никто их этому не учил. И дерево тянется от темного угла к свету и теплу, к солнцу, хотя его также никто не учил этому. Но если врожденные стремления не обманывают дерева, птицы и черепахи, то почему же человека обманет его врожденное стремление к Богу? Это невозможно и не похоже на все, что делается кругом нас во всей природе.
Итак, религия врождена человеку. Но человеку еще врождено другое стремление: жить и действовать не в-одиночку, а вместе с другими, целым обществом.
Человек селится деревнями, селами и городами; основывает союзы и сообщества; образует роды, племена, народы и государства. Все идет у нас лучше и успешнее, когда мы работаем вместе: на этом основаны фабрики, заводы, всякие предприятия, ученые и иные общества. Вместе и горе легче, и радость полнее. Почему же в религии остаться одиноким? Это невозможно уже потому, что религия всем прирождена, и интересы ее гораздо глубже и ценнее, чем интересы науки, искусства, торговли и проч. Отсюда — люди естественно образовывали всегда и везде религиозные общества, собрания. Собрание — по-гречески экклесиа, а это и есть точный перевод русского слова Церковь. Церковь, значит, — прежде всего собрание верующих. В каждом собрании есть глава, есть распорядители, в каждом собрании есть свои задачи и цели, свои места для сборов, свои правила, законы и т. д. То же и в Церкви.
Но если бы Церковь была только человеческим обществом, жила и действовала человеческими только силами, то она нас никогда бы не объединила, не успокоила, не удовлетворила и не спасла. Ведь человек ищет в религии восполнения своей немощи, своего нравственного бессилия. Ведь, если бы его одиночество восполнялось бы только людьми, он не искал бы приближения к Богу. Человек знает, что он грешен, что он собственными силами не спасется, что он заблуждается постоянно, что он смешивает истину с ложью, что, и зная о добре, он бессилен ему следовать и все-таки творит зло. Человек ищет Бога-Помощника, а Бог по милосердию Своему идет к человеку на помощь. Он, Господь, Открывал Себя человеку через особых избранных людей, пророков; Он завещал человеку путь спасения, многочасно и многообразно говоривший через пророков, Он, наконец, явил Себя всецело и всесовершенно чрез Сына Своего, Иисуса Христа. Сын Божий за нас принес жертву — Себя Самого, снял с человека ответственность за грехи, соединил нас с Богом, соделал нас, из врагов и грешников, сынами Богу; Он открыл нам всю истину, всю волю Божию; Он дал в Себе Самом пример того, как нужно исполнять эту волю Божию. Но человек грешен и бессилен: Сын Божий дал нам поэтому все Божественные, высшие силы к жизни и благочестию, — как учит св. апостол Петр: Он обетовал и послал и посылает верующим благодать Святаго Духа, которою очищает нас от грехов содеянных, помогает в борьбе со злом, помогает в достижении нами нравственного совершенства.
Итак, Церковь есть общество истинно-верующих во Христа, не людьми, а Богом установленное; в ней Глава — Христос, Сын Божий; в ней учение не человеческое, а Божественное; в ней силы не людские, а высшие и небесные; в ней распорядители — пастыри и учители, не людьми, а Богом уполномоченные, поставленные и освященные; в ней задачи не земные, наоборот, задача ее — вести людей от земли к небу, даровать им вечное спасение. Один Бог, одна Глава Иисус Христос, одни священноначальники, одна молитва, одно учение о Боге, одна вера, один закон — заповеди Господни, одни таинства, которыми нам преподается сила Господня — благодать; одни порядки, одно богослужение, все едино в Церкви, все освящено и указано Богом. Посему и Церковь одна, хотя и разделяется видимо на отдельные части на земле, потому только, что люди живут в разных местах.
Скажите же теперь, можно ли спастись без Церкви и вне ее ограды? Скажите, как назвать человека, который, числясь в каком-либо обществе человеческом, собраний не посещает, целями общества не интересуется? Действительный ли он член общества, в котором он числится? Разве настоящий рабочий тот, кто никогда не ходит на работу? И разве христианин тот, который Церкви не слушает, учения ее не исполняет, в места ее собраний, т.-е. в храм, в просторечии тоже называемый церковью, не ходит? И может ли он спастись? И не гордость ли это, если он думает, что он сам, без Церкви, без руководства ее, придет к Богу и вечному спасению?
В нынешнем евангелии указано, что нужно для спасения в христианстве. Спаситель пред страданиями спрашивал Своих апостолов: за кого Меня почитают люди? Апостолы отвечали: «за Иоанна Крестителя, за Иеремию, за одного из пророков». А вы за кого Меня почитаете? — спросил Господь. Первый из всех и за всех ответил быстрый и решительный Петр: «Ты—Христос, Сын Бога Живаго!» Знаменательно ответил ему Господь: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и не кровь сказала тебе это, но Отец Мой Небесный. И Я тебе говорю: Ты — Петр, что значит камень, — и на сем камени Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея". Господь основывает Церковь, а не человек; вечна она и неодоленна даже вратами адовыми, т.-о. устоит она пред всеми и всякими нападениями зла. От человека же для вступления в Церковь требуются не личные дарования и заслуги, а явная и искренняя вера во Христа. Но и самая вера, это — дар Божий, ее нельзя себе ставить в заслугу.
В другой раз образно Господь Иисус представил учение о Церкви в притче о званных на брачную вечерю. Все званные пришли и возлегли в одеждах, данных царем— хозяином вечера, только один пренебрег царским даром и сел за пир рядом с другими в своих рваных и грязных лохмотьях. Разгневался владыка и велел слугам изгнать дерзкого и гордого вон, во тьму кромешную. Вечеря — это Церковь Божия; Хозяин и Царь — Бог, Жених, виновник вечери, — Сын Божий, Христос; званные — люди; одежда царская — благодать; лохмотья—самонадеяние человека, превозношение его ума, его воззрений и взглядов, которыми человек нередко хочет заменить и затенить истину Божию. Таким не место в Церкви, они — сами себе закон; это не дети Христа, кроткие и послушные, а сыны диавола, первого гордеца и богоборного учителя.
Итак, если захочет диавол погубить человека, он толкнет его на путь противления Церкви, а кто пойдет против Церкви и останется вне Церкви, тот, как овца без пастуха, без овчарни, без заботливого руководителя, гонимая ветром пустыни, одинокая, настигаемая волком-диаволом, непременно погибнет. Это именно и делают теперь враги наши, приспешники сатаны, сеющие смуту в народ, отторгающие народ от веры и Церкви; это будет делать и последний антихрист.
Хотите иметь уверенность в истине? Хотите проверить всякое новое учение и быть убежденным, что, принимая это учение, вы не идете путем гибели? Хотите обновления, упорядочения, счастья и благоустройства общества и государства?
Есть верный пробный камень для всякого учения, есть верное зеркало для всякого учителя, есть верное руководство для всякого христианина, для всякого деятеля общественного и государственного. Это — учение Церкви Христовой. Оно — плод неземного дерева, оно от Духа Божия. Оно хранится без повреждения в Церкви, хранится Божественною силою. Оно всегда одно и то же, всегда неизменно, в то время, как учения мудрости человеческой меняются постоянно.
Учением Церкви проверяй всякое слово и всякое новое учение, и если новое только потому заманчиво, что оно ново, а истине Христовой противоречить, отбрось новое и отвергни его без всякой жалости, со всею решимостью, хотя бы оно обещало тебе самое полное и увлекательное новое счастье. Сатана умеет преобразоваться в образ ангела светла, и словами лживых обещаний, как Еве в раю, умеет внушить мысль о борьбе с Богом, чтобы погубить свою жертву верно и бесповоротно.
С этой точки зрения надо смотреть на все нынешние модные учения социализма, демократии, анархизма и прочая и прочая.
По отношениям к Церкви и христианству можно определить и достоинство новых учителей и всяких агитаторов.
Кто из них предан Христу, предан Церкви, ее учение исповедует и проповедует, свято его исполняет, кто смирен пред Христом и Церковью, — такой проповедник заслуживает доверия, а всякому иному учителю готово должно быть всегда одно слово, слово Христа, сказанное Им искусителю: «отойди от Меня, сатана», — с обещаниями хлеба и сытости, славы и величия, — «Господу Богу нужно поклоняться и Ему единому служить»...
Бог нас ведет чрез религию и Церковь к добру истинному н вечному; человек, если хочет он быть человеком в истинном и достойном смысле слова, если хочет спасения и вечной жизни, должен всеми силами служить Христовой вере, в ограде, и при пособии, и в руководстве святой Церкви.
Таковы заветы векам и народам святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ибо знаем, — говорит св. Павел, — что когда эта телесная храмина наша рушится, мы имеем уготованное жилище на небесах, дом нерукотворенный и вечный (2 Кор. V, 1). Но туда не войдет ничто нечистое и скверное, и ведет нас туда только святая Церковь — чрез веру и благодать Вечной Главы Церкви — Господа Иисуса Христа, Ему же честь, и слава, и поклонение во веки веков! Аминь.