Евгений Шутенков

СЛОВО О ЦЕРКВИ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО И ДРУГИХ СВЯТЫХ

Св. Кирилл Иерусалимский

Обратимся к восемнадцатому огласительному слову Святителя Кирилла Иерусалимского, объясняющему слова девятого члена Символа веры, говорящего о единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Обратимся не только к русскому переводу, но ради лучшего и точного понимания и к оригинальному греческому тексту, который содержится в Греческой Патрологии Миня. Сразу же в тексте мы видим, что Церковь по-гречески называется Экклисиа (Εκκλησία). И в Ветхом Завете есть книга с названием Экклисиаст (Екклисиаст). Кажется, что в русском языке нет буквального соответствия этому греческому слову «экклисиа», вместо это используется слово «церковь». Русское слово «церковь» происходит от греческого слова «Кириакон» (Κυριακόν), что в одинаковых по значению словосочетаниях «οίκος Κυρίου» и «κατ’ οίκον εκκλησία» означает «дом Господень» и «по домам экклисиа», так у первых христиан назывались дома, в которых они собирались на Богослужение. В некоторых греческих словах, попавших в латинский и другие языки буква «к» заменяется на букву «ц», так и произошло русское слово «церковь». В голландском языке Церковь называется словом «Kerk» (Керк), которое при замене первой буквы на «Ц» уже будет похоже на русское слово «Церковь». Как мы увидим дальше в тексте Святителя Кирилла Иерусалимского, значение слова «экклисиа» не связано со зданиями. Перевод слова «экклисия» словом «церковь» используется в переносном смысле, не в буквальном. Как например, в переносном смысле говорится в Деяниях Апостолов и про дом сотника Корнилия: «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» (Деян. 10,1-2). Не бездушный же дом боялся Бога, а жители этого дома боялись Бога.

Слово «экклисиа» состоит из двух частей: «эк» и «клисиа». Приставка «эк» означает «из, от», то есть откуда-то со внешней стороны. Слово «клисис» (κλήσις) означает «призыв, призвание, зов». То есть «экклисиа» - это буквально «иззвание» (из призванных), то есть «созвание со внешней стороны», «общество, созванное из внешних людей». Если буквально прочитать текст оригинала Святителя Кирилла (PG 33,1044-1045), то получается такой смысл: «Экклисиа (Церковь) же называется нося имя, потому что всех иззывает и воедино собирает» (Εκκλησία δε καλείται φερωνύως, διά το πάντας εκκαλείσθαι καί ομού συνάγειν). А в старых русских рукописных книгах употреблены такие слова: «Имже (Христом) вся сзывается и вкупе бывает». Современный же перевод такой: «Церковью же называется в подлинном значении этого слова, потому что всех собирает и совокупляет». Как и говорит Господь в книге Левит: «И собери все общество ко входу скинии собрания» (Лев 8,3) — что на греческом языке: «Καί πάση τη συναγωγή εκκλησίασον επί της θύρας της σκηνής τού μαρτυρίου». Замечательно же, что слово «собери», а по-гречески «экклисиасон» (εκκλησίασον), что значит «созови извне» (здесь глагол в повелительном наклонении), в первый раз употреблено в Писании в этом настоящем случае, когда Господь поставляет Аарона на первосвященство. Это же слово употребляется и во Второзаконии, когда Бог говорит Моисею: «Cобери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои» (εκκλησίασον προς με τον λαόν καὶ ακουσάτωσαν τα ρήματά μου) (Втор. 4,10). Название «экклисиа» используется так же во Второзаконии: «а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания» (Втор. 9,10) и в Псалмах: «Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» (Пс. 34,18) и «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс. 21,23). Все эти строки были приведены, чтобы показать буквальный смысл слова «экклисиа», которое твёрдо принято переводить русским словом «церковь». Таким образом, Церковь в своём главном значении - это именно совокупность всех правильно верующих во Христа, собрание призванных отовсюду извне людей, которых Христос избрал от мира: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15,16), «вы не от мира, но Я избрал вас от мира» (Ин.15,19).

И поскольку Церковь — это то собрание верных, которых Христос избрал, призвал и собрал от мира, то в русском языке она называется Соборной. Но, слово «Соборная» применяется именно в русском языке, что является переводом греческого слова «Кафолическая» (Καθολική), в оригинале текста Святителя Кирилла Иерусалимского Церковь называется именно Кафолической (не нужно путать с римскими католиками, которые отпали от Церкви в 1054 году). Святитель Кирилл Иерусалимский пишет про Церковь буквально следующее: «Кафолическая же называется, потому что по всей есть вселенной, от концов земли до концов, и потому что учит во всеобщности (кафолически - καθολικώς) и без всякого опущения всему, что должно входить в состав человеческого знания, догматам о видимых и невидимых вещах, о небесном и земном; и потому, что весь человеческий род благочестию подчиняет, и начальников и подчинённых, просвещённых и неучёных, и потому что повсеместно (кафолически - καθολικώς) врачует и исцеляет всяких грехов вид, душой и телом совершенные, приобретается же в ней всякая мысль называемая добродетелью, в делах же и словах, и духовных всяких дарованиях». Слово «Кафолическая» (Καθολική) происходит от двух слов: приставки «каф» (καθ), что значит «по» и слова «олос» (όλος), что значит «весь», то есть «кафолическая» значит «по всему, согласно всему», вселенская, то есть, как находящаяся в разных частях мира (вселенной), так и держащаяся одного неизменённого учения во всех своих поместных частях, согласного со всеми поместными её частями. В тексте оригинала этого восемнадцатого слова Святителя Кирилла Иерусалимского фактически два раза содержится слово «кафолически», русский же перевод этих слов имеет несколько расплывчатое значение. Итак, Церковь учит человечество всем нужным для человеческого знания догматам, учит без всякого опущения и учит кафолически (во всеобщности). Это только то может значить, что Церковь во всём мире проповедует одно и то же учение, так чтобы в нём ничего не отсутствовало, ничего не было вычеркнуто или скрыто (без всякого опущения), и во всех частях мира проповедовалось учение всеобщее и одинаковое для всей Церкви (во всеобщности, то есть кафоличности). Потому и кафолически врачует и исцеляет всякий вид грехов, то есть методы врачевания и исцеления всякого вида грехов у Церкви один и тот же во всех частях мира.

Священномученик Игнатий Антиохийский (Игнатий Богоносец) пишет в своём послании смирнянам следующее: «Все последуйте епископу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как, где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь». А 34-е Апостольское правило говорит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух». Церковь потому сохраняет кафоличность, что Глава её Сам Господь наш Иисус Христос и Святой Дух живёт в верующих, но установлены и эти правила, чтобы охранялось согласие и единомыслие. Это 34-е Апостольское правило не даёт превосходства какому-то одному епископу какого-либо народа, но в Западной церкви оно было нарушено и епископ Рима (Римский Папа) получил превосходство, в связи с чем Западная церковь с 1054 года потеряла свою кафоличность и ложно называется католической, никакой соборности там нет, отчего и откололись от неё протестанты, а потом и так называемые старокатолики. И все, пренебрегающие кафоличностью Церкви, отпадают от неё, что и сотворил Сергий (Страгородский) в 1927 году, издав свою Декларацию, которой хотел заменить кафоличность Церкви на сатанинскую волю богоборческой советской власти. Из группы Сергия (Страгородского) советская власть в 1943 году создала так называемую «русскую православную церковь московского патриархата», которая фактически отпала от Православной Российской Церкви.

Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Церковь по всему миру одна, разделенная Христом на многие члены, и епископство одно, разветвленное в единодушном лике многих епископов». Поэтому и веруем во едину Церковь. В книге Деяний Апостолов записаны слова Апостола Павла епископам Церкви из Ефеса: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20,28-31). То есть, Господь наш Иисус Христос приобрёл людей, искупил их из плена диавольского своим крестным подвигом - это значит стяжал честною Своею кровию, то есть Он спас людей от плена диавольского своим крестным подвигом, и из этих приобретённых, искупленных и спасённых Им людей, которые уверовали, Христос создал Свою Церковь, Которую не одолеют врата ада (Мф. 16,18). А основал Христос Свою Церковь на твёрдом исповедании верных, что Он есть Сын Бога Живого (Мф. 16,18). Так же писал Апостол Павел и такие слова: «Христос глава Церкви... Церковь повинуется Христу... Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5,23-27). Поэтому и веруем во Святую и Апостольскую Церковь, которая повинуется только Христу как Главе, с Которым всегда согласны епископы, стоящие в Истинном учении Христовом, иную же волю Церковь никогда не исполняет. Иную, не Христову волю, исполняют все отпавшие от Церкви в расколы и ереси. И как говорит Апостол Павел епископам: «внимайте себе и всему стаду» (Деян. 20,28), то таким образом и хранит Церковь Православная правильное исповедание веры и будет хранить до самого Второго Пришествия Христова, и «претерпевший до конца», стоящий в правильном исповедании веры, «спасётся» (Мф. 24,13). И кроме Православной Церкви, другой Церкви не существует. Таким образом, все собрания, в которые вошла воля не Христова — собрания римских католиков, протестантов, сергиан (то есть современного московского патриархата) и других еретиков и раскольников, все эти собрания отпали от Церкви.

Скопировать ссылку