Евгений Шутенков
В ЗАЩИТУ ПОЧИТАНИЯ СВЯТЫХ УГОДНИКОВ БОЖИИХ
И ИХ ИКОН
Сейчас у нас в стране стало появляться всё больше так называемых «евангельских христиан», то есть протестантов. Уже на улицы городов они выходят и завлекают народ к себе. Они рассказывают, что не нужно почитать святые иконы и не нужно молиться о помощи святым угодникам Божиим. Пресвятую Богородицу они так же не почитают.
О противоположном свидетельствует богатая на события история Руси, да и не только Руси.
В 1239 году полчища хана Батыя подошли к Смоленску. Войско хана стояло в нескольких километрах от Смоленска, когда воин Меркурий услышал голос от Смоленской иконы Божией Матери: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Воин Меркурий поднял горожан, а сам устремился в стан Батыя и перебил множество врагов прежде, чем сам был убит. Смоленск был спасён от войска Батыя.
В 1272 году к Костроме подошло большое татарское войско для сбора дани, обычно это заканчивалось опустошительным грабежом. Великий князь Василий Костромской выступил с небольшой дружиной навстречу татарскому войску, при этом впереди несли Феодоровскую икону Божией Матери. На берегу озера русское и татарское войско встретились, и вдруг от лика Богоматери стали исходить очень яркие лучи и ослеплять татар. Ослепшие татары рубили мечами друг друга, много ослепших татар утонуло в озере. Русское войско одержало победу.
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан вторгся на территорию Руси, завоевал рязанскую землю и направлялся к Москве. Великий князь Василий Димитриевич молился святителям московским - митрополитам Петру и Алексию и преподобному Сергию Радонежскому и написал митрополиту Московскому Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию. Великий князь просил прислать Владимирскую икону Божией Матери и после праздника Успения Пресвятой Богородицы духовенство крестным ходом понесло ее из Владимира к Москве. Люди стояли вдоль дороги на коленях и молились: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Вскоре Тамерлану приснилась Пресвятая Богородица и повелела ему оставить землю Русскую. Тамерлану рассказали, что ему снилась Пресвятая Богородица ― Великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ своим полкам идти обратно.
В 1480 году хан Ахмат из Золотой Орды подошёл со своими полчищами к реке Угре и хотел наступать на Москву. Жители Москвы молились Пресвятой Богородице о спасении столицы. Русские войска, стоявшие на берегу реки, в первых рядах держали Владимирскую икону Божией Матери. После стояния на берегу реки русские войска стали отходить от берега и полчища хана Ахмата стали отступать, так и не напав, а потом почему-то в страхе побежали прочь.
В 1521 году татарские полчища под предводительством хана Махмет-Гирея приближались к Москве, разрушая города и убивая их жителей на своём пути. Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молились об избавлении от гибели. Одной слепой инокине было видение, она увидела, что московские Святители уносят из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, но им встретились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умолили их не оставлять Москву, вместе они принесли молитву Господу о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. Татарскому хану тоже было видение, он увидел Божию Матерь, окружённую грозным войском, нападавшим на татарские полки. В страхе татарские полки стали убегать и убежали.
В 1613-1614 годах шведы захватили Новгород и не раз пытались взять Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Однажды, увидев приближающееся шведское войско, иноки хотели бежать из монастыря, взяв с собой Тихвинскую икону Божией Матери, но не смогли сдвинуть её с места. Тогда иноки остались, надеясь на защиту Божией Матери, и стали отражать атаки шведского войска. Наступавшие шведы видели то большое русское войско, идущее от Москвы, то какое-то небесное воинство и обращались в бегство.
И вот в 1708 году в Ростове Великом стал известен Святителю Димитрию Ростовскому человек по имени Трофим, наученный старообрядцами (казалось бы, причём тут протестанты?), который говорил хульные слова на святые иконы. И говорил он лютерским и кальвинским, вместе с тем и жидовским духом от Писания Святого, то есть считал святые иконы идолами и кумирами.
И вот как разъясняет эти заблуждения Святитель Димитрий Ростовский. Идол ― это подобие нечестивого человека, в грехах пожившего и в зле погибшего, которого держат в аду бесы или подобие животного, сделанные из дерева, камня, металла или изображённые на доске. И подобие это боготворят язычники с поклонением. (Отсюда понятно, что памятники Ленину и революционерам, которых держат в аду бесы ― это по сути своей идолы).
Святые иконы ― это изображение Иисуса Христа, Спасителя нашего или Пречистой Девы Марии или какого-то угодника Божьего, праведно и преподобно жизнь свою проводившего и удостоенного Царствия Небесного.
Хотя идолы и святые иконы ― это дело рук человеческих, но разница между ними, как между вещью для безчестного употребления и вещью для честного употребления, идолы оплёвываем, а святые иконы почитаем. Там где что злое, душевредное и запрещённое и образ этого ― злой, душевредный и запрещённый. А там где доброе, душеполезное и разрешённое ― образ этого добрый, душеполезный и разрешённый. Злые языческие боги, душевредные и нельзя их почитать и образ их такой же, нельзя почитать их изваяния и изображения. Добр Господь наш Иисус Христос и добры рабы Его и очень нам душеполезны, и положено нам почитать Господа и святых Его. Как Царь Давид говорит: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже...» (Пс. 138:17). Как объясняют этот отрывок Иоанн Златоуст и Афанасий Великий: «Это великая добродетель ― иметь в великой чести друзей Божиих; тот может быть благонадёжен, что и в воскресении с ними станет, и ради них приобретёт и себе честь от Бога». Поэтому и икона Господня и честных Его друзей, к ним же говорил Господь: «вы друзи мои есте» (Ин. 15:14), по сути добры и очень нам душеполезны, и нужно их почитать, ведая, что честь, которой удостаиваются иконы, переходит на лицо самого того, кто на иконе изображён.
Ещё и от слов святого Иоанна Дамаскина различие между идолами и иконами ясно видно, этими словами он грозно на еретиков вопит, говоря: «Чего ради, пребеззаконный еретик, говоришь, что я идолам служу? Какому идолу кланяюсь, скажи мне: Аполлона ли, погибшего или образу Господа нашего Иисуса Христа, учащему меня знать как он выглядит по плоти? Скажи мне, по-иудейски мудрствующий, какому идолу кланяюсь: Артемиды ли, или образу Пресвятой Чистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Скажи мне, еретик, какому идолу кланяюсь: Дия ли, или образу святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Каким идолам покланяюсь: Дия ли, или святых Апостолов и мучеников изображениям и всех святых, от века угодившим Господу? И кто дерзнёт идолослужением назвать повесть эту (живописью изображённую) и обесчестить страсти Христовы и святых Его, или оставивших нам Святую Божию Церковь? Как приняли её от Святых Отцов украшену». Это Дамаскин сказал. Поэтому Аполлоново подобие, Артемидино и Диево ― идолы скверные по сути; Христово же подобие и Пречистой Девы Богородицы, и святых угодников Божиих подобия ― иконы святые по сути. Поэтому скверные идолы оплёвываются христианами, иконы же святые почитаются.
Пошли же идолы от царя халдейского Нина, сына Вила, обладавшего Ассирией и Вавилонией, тот по умершему отцу своему тоскуя, сотворил его подобие вытесано, и поставил посреди города на столпе в память отца своего, и почитать того, как живого, людям повелел. И был это первый идол под небом, который людьми, Бога истинного не знающих, поклонением как Бог почитался. В Египте же некий известный вельможа, по имени Сирофанис, по умершему сыну своему плача и рыдая, сотворил идола по подобию сына, и над могилой умершего поставил, и смотря на него немного утешался. Бывшие под его властью люди делая угодное своему господину, начали почитать кумир тот поклонением с жертвами. Это и святой Иоанн Златоуст в беседах на Послание к Ефессянам упомянул (Глава 5, беседа 18).
Иконы же святые пошли от того времени, когда Бог на Синае с Моисеем беседуя и закон передавая, повелел сделать ковчег завета и храм свидения из завес и поставить над ковчегом завета два Херувима, вылитых из золота (Исход, гл. 25 и 26). На завесах же вышивкой изобразить подобие Херувимов, и образ того храма и Херувимов на горе Синайской в облаке показал. Тогда началось изображение икон святых, ибо подобиям Херувимов святых изображённым повелел Бог там быть. Об этом говорится и в Послании Евреям (Евр. 9:5). Царь Соломон построил в Иерусалиме храм и сделал там Херувимов из дерева и на стенах храма сделал изображения Херувимов (3-я книга Царств 6:23-29). Ясно видно, что иное есть идол, подобие скверных богов языческих, богомерзких и богоненавистных, а иное есть икона святая, подобие слуг Божиих, предстоящих Престолу Божественной славы. Поэтому делать идолов Бог запретил, сказав: «не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия, еже на небеси горе» (Исход 20:4), то есть солнца, луны, звёзд, так как тем привыкли служить в Египте израильтяне. «и елико на земли низу»: так как не только людей скверных, но и различных животных боготворить от египтян они научились.
Мы молясь перед святыми иконами не веществу иконному видимому покланяемся, но к невещественному, невидимому умом взираем, иконы же святые как изображения святых почитаем.
Иконы святые ― изображения святых, на святую жизнь нас вдохновляют. Икона Христа Спасителя нашего, истинного Бога, по человеческому его подобию написанная, когда на неё смотрим, приводит нас к воспоминаниям воплощения Его, от Пречистой Девы неизреченное и нетленное рождество, и Его труд по проповеди Евангелия царствия, и чудеса Его, и вольное Его за нас страдание, и крест, и смерть, и погребение, и воскресение, и на небеса вознесение, которые вспоминая, испытываем благодарность большую и любовью Божественной распаляемся и поклоняемся Ему смиренно перед иконой Его святой. Икона Пречистой Девы, когда на Неё смотрим, вызывает у нас воспоминания пречистой и пресвятой Её жизни, как действием Святого Духа воплотила в утробе Своей Божие Слово, и была Девой перед Рождеством, в Рождестве и после Рождества. Как грудью Своей девичьей предвечного питала Младенца, питающего всех. Как с Ним в Египет убегала и оттуда возвращалась, и воспитывала Его в детстве. Как стояла и плакала у Креста, смотря на такое Его за род человеческий страдание. Как радости неизреченной исполнилась после Воскресения Его, и как глазами Своими провожала, возносящегося на небо, и как в Успении Своём переселилась к Сыну Своему и Богу, и предстоит одесную Престола Его и о нас, грешных, ходатайствует. Это вспоминая, любовью к Ней и к Сыну Её, нашему же Богу, возводим сердца наши, и умиляемся, и усердствуем к жизни чистой и святой, и в надежде укрепляемся, так как имеем о себе к Богу Ходатаицу, которая о многом можем умолить Сына Своего и Бога нашего. Иконы святых, угодников Божиих, когда мы на них смотрим, приводят нас к воспоминаниям жизни их, угодной Богу, и вдохновляют нас подражать их святой жизни. Ради этого святые иконы не только не запрещены, но и предано нам почитать их.
Сам Христос Господь наш предал нам почитать святые иконы, когда умыв водой Пресвятое лицо Своё, убрусом (полотенцем) вытер, и изобразилось на убрусе том Божественного лица Пресвятое подобие, и был это нерукотворный образ Христов (эта икона называется Спас Нерукотворный), который послал Он к Авгарю Пятому Ухаме, князю Эдесскому, о чём можно в житиях святых прочитать большую историю на 16 августа по юлианскому календарю.
Борьба с иконами началась в Константинополе, это было так. Незадолго до царствования Льва Исаврянина некие жиды из Лаодикии Финикийской пришли ко князю Аравитскому и ложным пророчеством и колдовством обещали ему 40 лет пребывания на престоле и господства над аравлянами, если из церквей христианских по всей области своей святые иконы изымет и погубит (как делали и большевики). И князь Аравитский, послушав их, тут же повелел святые иконы изъять повсюду и сжечь. Но Божией казнью поражён был, скоро умер, даже и одного года не прожив. На его престол сел его сын и хотел жидов этих погубить лютой смертью, как ложных пророков и колдунов, они же убежали в Исаврию. Там жиды те встретили будущего царя Льва Исаврянина и колдовством своим предсказали ему царствование, и уговорили дать им клятву, что выполнит чего они попросят, когда будет царствовать. Лев Исаврянин получил царство, жиды пришли и попросили изъять все иконы из христианских церквей, сказав, что если не выполнит, то вскоре лишится царства и жизни. И царь Лев Исаврянин повелел изъять из всех христианских церквей и жилищ святые иконы и попирать их. Тогда началось иконоборчество.
Седьмой Вселенский Собор утвердил почитание святых икон и признал это правильным, это было в 787 году. Но, иконоборчество вскоре возобновилось и продолжилось. Окончательно же иконоборческая ересь была побеждена и Православие утвердилось при византийском царе Михаиле с матерью его Феодорой. И так было до времени появления Лютера и друга его Кальвина, которые начали рассеивать свои ереси и отметать почитание святых икон. Так же и в Русском царстве от некоторых старообрядцев произошла эта ересь, чтобы святые иконы не почитать, но считать их идолами. В Новом Завете нет запрета почитать иконы.
Рассмотрим, от кого произошли своей ересью противники почитания икон: от Кальвина, от Лютера, от царя Феофила, от царя Льва Арменина, от царя Константина Копронима, от царя Льва Исаврянина, от жидов, и от самого сатаны, который требовал от монаха-затворника с горы Елеонской, чтобы он не покланялся иконе Пречистой Девы Богородицы, которая держит в объятиях младенца Христа. Это что касается иконопочитания.
Посмотрим, что пишет Святитель Димитрий Ростовский о святых угодниках Божиих. Подобает почитать святых, к их душам, на местах светлых упокоеваемых и Богу предстоящим, молимся, чтобы помолились о нас Богу, и веруем, что молятся, и за это должны почитаться нами. В чём убедимся, прочитав во 2-й книге Маккавейской, что Иуда Маккавей увидел в видении святого пророка Иеремию, через много лет после его кончины, явившемуся ему с архиереем Онией (2-я книга Маккавейская 15:12-14). Из этого видения ясно, что святые угодники Божии после кончины своей молятся за нас Богу, и помогают нам, как помог святой пророк Иеремия Иуде Маккавею победить врагов.
Теперь обратимся к Православному апологетическому Катихизису.
Ангелы молят Бога за людей, живущих на земле. Так Ангел Рафаил, по сказанию книги Товита, говорил праведному Товии: «Когда молился ты и невеста твоя, Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго» (Тов. 12:12). Вот почему и Христос Спаситель заповедал людям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небеснаго» (Матф. 18:10). В Священном Писании есть указания, что люди поминали в своих молитвах имена святых Угодников и обращались к ним с молитвами. Праведный Азария, по сказанию книги пророка Даниила, так молился Господу: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленнаго Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего» (Дан. 3:35). Тот же Азария взывал ко всем Ангелам и святым Угодникам, восклицая: «Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3:86). Священное Писание призывает людей к прославлению Святых. Премудрый Сирах пишет: «восхвалим славных людей и отцев рода нашего: много славнаго Господь являл чрез них величие Свое от века» (Сир. 44:1). Наиболее всех мы должны прославлять Пресвятую Богородицу, Матерь нашего Спасителя, которая Сама благоволила сказать: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1:48). Священное Писание заповедует почитать Богородицу. Оно повествует, что Пресвятую Богородицу почитали не только люди (Лук. 1:41-43; Лук. 11: 27-28), но и ангелы. Так Архангел Гавриил, быв послан от Бога к Пресвятой Деве возвестить Ей о рождении от Неё Спасителя, приветствовал Её словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лук. 1: 26-28). Слова святого Апостола Павла «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5) не могут служить основанием для отрицания молитвенного обращения к Святым, так как посредником Христос называется в смысле нашего Искупителя. Как Искупитель, Христос один посредник между Богом и людьми; что же касается посредников молитвенных, каковыми являются Ангелы и святые Угодники, то таковых может быть много. Святой Апостол Павел во 2-ом Послании к Коринфянам пишет: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2 Кор. 1:11).