Архиепископ Виктор (Пивоваров)
«НАЧАЛО И КОНЕЦ»
Опыт Эсхатологического Богословия

Часть 2.

ПУТИ СПАСЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 6.

ОТ ИИСУСА НАВИНА КО ХРИСТУ

По смерти Моисея, Господь сказал Иисусу Навину: «Моисей, раб Мой умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни на право, ни на лево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих». Это был завет теперь уже с Иисусом Навиным. Господь требует от Иисуса мужества, как самого необходимого в настоящий момент; точного соблюдения Моисеева закона – достаточного руководства для безошибочности действий и угождения Богу.

Итак, путь указан: за Иордан. Иордан могуществом Божиим освобождает путь, расступившись течением своим налево и направо. Первый город на пути – Иерихон взят и уничтожен полностью. Стены его рухнули пред силой Божией при крике сынов Израилевых, осаждавших его. Падают и другие города земли обетованной, а остальные сдаются. Сыны Израилевы, настроенные отчаянным прежним положением, укрепленные множеством чудес от Бога, являют великое мужество и жестокость к противникам – жителям Палестины. Господь требует беспощадного полного уничтожения туземного народа, чтобы он не был сетью и погибелью взращенного народа избранного.

Уничтожалось всё население завоёванных городов с подчеркнутой жестокостью, явно для возбуждения мужества сынов Израилевых и для их отвращения к людям, не признающим истинного Бога. Так пять царей городов Иерусалима, Хеврона и др. выступили против Израиля и были разбиты, а сами спрятались в пещере. По обнаружении привели их и положили на землю. Иисус повелел вождям своего народа наступить ногами на шею этих вождей в знак беспощадного попирания, врагов. Потом этих вождей повесили на деревьях для обозрения всего народа. Итак, Израиль завоевал землю, которую благословил для него Бог, уничтожив всех жителей тех городов. Оставлены были только жители Газы, Гефа и Азота. И за это Господь порицал Иисуса и людей его, т.к. явлена была жалость к врагам, а не к народу Божию, который чрез это ещё много увидит вреда.

Между прочим надо сказать и такое: Бог повелевал являть жестокость народу Божию к врагам Его, к врагам Истины и Любви. Но что видим теперь, когда современный Израиль, являющийся со времени распятия Христа Сына Божия, сам враг Истины и Любви, являет ту же жестокость, пользуясь древним повелением Божиим уже против рабов Господних. Это мы видели, как поступили Ленины-Бланки, Троцкие-Бронштейны с кампанией по отношению к захваченной ими России. Достаточно вспомнить хотя бы расправу над Кронштадтским и Антоновским восстаниями, над людьми, доведенными до полного отчаяния.

Палестина завоевана Израилем силою Божией. Но понял ли Израиль смысл происходящего? То, что он богоизбранный народ, это хорошо усвоено евреями. Также хорошо вошло в сознание то, что им отдана земля в Палестине, по сказанному, на времена вечные. Но для чего это сделано, поняли далеко не все, что мы видим и теперь. Ближайшая цель их происхождения должна быть - выковывание из себя народ стойкий и чистый для того, чтоб выродить из себя Чистейшую, способную родить «Семя» - Христа Спасителя мира. Это поняли совсем немногие, только пошедшие за Христом. И этого мало: они поняли цель Божию в создании нового народа не для облагодетельствования его, а как составную часть в деле спасения мира. Более того, надо понять ещё и то, что и Израиль и всё человечество готовится Богом для победы над злом во всевселенской войне и для суда над падшими мирами. Эту цель Божию можно видеть только чрез учение Христово и по ходу истории. Жизнь продолжалась и по смерти Иисуса Навина, завоевавшего обещанную Богом землю и разделившего её по племенам во владение.

Перед смертью Иисус Навин призвал весь народ свой и заповедал им хранить верность Богу, исполнять «всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни на лево». И далее он вновь, как и Моисей заповедует своему народу не сообщаться «с сими народами», которые остались. Ещё на земле их. Далее он говорит: «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам» (Ис. Нав. 24, 20). «Итак, отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце своё к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать. И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановление и закон в Сихеме» (24, 23-25). «После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет» (24,29).

Сыны Израилевы по смерти вождя своего, с каким заключили завет, стали вскоре нарушать его, начав, между прочим, ещё при нём. Они не стали истреблять народ тех городов, какие завоевывали к концу войны. За это обличил их Ангел, явившись к ним в Бохим: «Что вы это сделали? И потому говорю Я; не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать, не изгоню их от вас, и будут они вам петлёю, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2,3). Далее более: «Когда весь народ оный отошёл к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам, оставили Господа Бога отцов своих» (Суд. 2,10-12). «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их» (2,14). Стали нападать враждебные соседи на народ этот, и не было у него силы противостоять им. Господь стал воздвигать им судей для освобождения их, но они и судей не слушали, продолжая служить идолам. Господь за это попускал порабощение их, каким либо соседним народом на долгие годы. Когда же становился им нетерпимым этот гнет, они начинали каяться и вопить к Богу о спасении. Тогда Господь посылал им из их же среды судью-освободителя, какой с их же помощью прогонял врагов. Таким был Гафония, Аод, Девора и т.д.

О периоде судей, длящемся около 300 лет, сказано: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21, 25).

Этот период, можно назвать временем разложения, расходования духовного богатства, нажитого в пустыне при Моисее и во время завоевания земли Хананейской при Иисусе Навине. Причину попущения Божия остаться народу Божию без руководителя определить трудно. Если сказать, что это дано за уклонение от завета Божия, то в таком случае нужно оставить и всё человечество на неуправляемость. Видимо всё же этот процесс: скатывание в беззаконие, затем раскаяние, освобождение из рабства и исправление входил в общий путь совершенствования, дорастания. Причиной же охлаждения в вере и сползание к идолопоклонству являлось не только неимение вождя, но ещё более отсутствие руководящей идеи, которая должна бы рождать устремлённость и надежду. Ранее в пустыне и в войне руководила надежда на обретение для жизни земли с молочными реками. Но когда эта надежда получила исполнение, то пропала и ревностная устремлённость. Оставалась надежда на исполнение более важного обетования: рождение «Семени жены», но это отодвигалось на отдалённые времена. Однако с исполнением близкого обетования Господь начинает готовить этот избранный народ к более далёкому, но к более важному, или – основному. Эти броски пал – встал, давали близкую надежду на «встал», но недостаточную в ожидании рождения «Семени». Этот период можно сравнивать с дорастанием Израиля в Египте. И до чего же доросли Израильтяне за период судей? – До признания необходимости иметь своего царя. И им были даны цари: Саул, Давид, Соломон, Ровоам - Иеровоам…

И опять при наличии вождя наблюдается отсутствие сильной идеи, близкой путеводной цели, как и в период судей. Это состояние пребывало вплоть до пришествия Христова. По- прежнему, это было проживанием духовного богатства, нажитого в пустыне. Однако в этот период стало всё с большей силой вступать в роль руководящей силы мессианское чаяние. Уже второй по счёту царь – Давид является одновременно мессианским пророком. Тема рождения, жизни и даже крестной смерти Христа (Мессии) предсказательно звучит не в одном его псалме.

Во время правления царей входит в жизнь усиленная деятельность пророков. Руководящим началом является в это время всё тот же Закон, данный чрез Моисея, но добавляется необходимое воспитательное звено – учение пророков с питающими надежду предсказаниями скорого рождения от Девы Христа Спасителя. По причине неспособности людей того времени проникнуть в глубины тайны бытия Святой Троицы, соединения лиц в Ней, а также воплощения Сына Божия, это не предлагалось пророками как учение, или система убеждений. Это дано было в завуалированной форме, в какую проникнуть могли только высоко духовные люди, опять же пророки, в то время как душевным было достаточным исполнение закона Моисея.

Время управления Израиля царями правильно называют периодом пророков. В деле спасения людей пророки имели первостепенное значение, в то время как цари в большинстве своем, начиная от Соломона, выполняли отрицательную роль. Период этот начался к тому же не с Саула, а с пророка Самуила, который до помазания на царство Саула долгое время управлял Израилем. Надо сказать, уже в это время было много пророков, и даже сам Саул на какой-то момент был под наитием Святого Духа и пророчествовал в сонме иных пророков. По этому поводу говорили о нём: «Что это сталось с сыном Кисовым? Неужели и Саул во пророках?» (1 Цар. 10,11)... Далее уже на целых четыреста лет не прерывается деятельность этих святых избранников.

Миссия пророков заключалась в учительстве. По наитию Святого Духа они проникали духом в тайны бытия мира, получали непосредственно от Бога просвещение ума и знали пути водительства Божия. Чрез это ведение они постигали духовную суть жизни общества и отдельных личностей. Но основной чертой их деятельности было точное исполнение воли Божией. По велению Божию они всеми доступными средствами вразумления старались остановить народ от сползания в безверие и идолопоклонство. В этом развращении народа Божия чаще были повинны сами цари, начиная от Соломона, каких также приходилось обличать и вразумлять пророкам. Особенно это наблюдалось после разделения единого царства в северной его половине – в царстве Израильском. Ярчайшим представителем этого извращения явился Ахав, пятый царь после Ировоама, отделившего десять колен Израилевых.

Ахав, показал себя более других царей нечестивым, даже гонителем веры, видать потому, что женился на язычнице, дочери царя Сидонского Иезавели. Ахав стал открыто поклоняться Ваалу и преследовать пророков Божиих. В это время Господь воздвиг великого пророка Илию. Но изобилие чудес свершаемых Богом чрез него и других пророков не могло остановить эту злочестивую пару от богоборчества. Они являют собой яркий образ сознательного высшего противления Богу, соблазн для всего народа Божия. Наоборот пророк Илия являл собой образец наивысшей ревности по славе Божией.

Когда бесчестие царя и всего народа достигло высшей точки, пророк Илия вымолил у Бога засуху в Израиле на целых три с половиной года. Сам же вынужден был скрываться всё это время от преследования царём. Потом он вышел на разговор с Ахавом, который, увидев его сказал: «Ты ли это, смущающий Израиля. И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни идёте в след Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 17-19).

Ахав при своем бесчестии всё же страшился Илии, зная о его чудесах и огромном авторитете у всего народа. К тому же продолжающаяся засуха понуждала искать выход. Поэтому он собрал народ и всех указанных лжепророков. «И подошёл Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте ему; и если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (18,21).

Тогда Илия предлагает «состязание» в богоугодности и истинности веры. Лжепророки должны были вымолить у Ваала, чтоб он зажег огонь под жертвой, какую они предложат ему. Потом будет молить Илия об этом истинного Бога. Почти до вечера кричали и скакали пророки Ваала у своего жертвенника, и никакого не было знака и звука. Потом приступил к принесению жертвы Илия. Сначала он повелел лить воду на жертву и на дрова под ней. Трижды по четыре ведра было вылито на жертву воды. Затем Илия воззвал к Богу, и снисшёл огонь на жертву и попалил и жертву, и дрова и даже камни под ними. «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Кисову и заколол их там» (18, 39-40). Потом Илия вознёс усиленную молитву к Богу о ниспослании дождя. И был сильный ливень, напоивший всю землю Израиля.

Вот образец служения пророков и одновременно пример для подражания в верности Богу и ревности по правде Божией.

Пророков было много и во времена единого царства до разделения на Израильское и Иудейское, и после разделения, особенно пред пленением и во время пленения Израиля Ассирийцами (около 725 г до Р. Хр.) и Иудеи Вавилоном (около 600 г. до Р. Хр.). С момента освобождения Иудеев из плена Вавилонского количество пророков сократилось и далее их не было до рождества Христова.

Период пророков был временем отступления богоизбранного народа и, в то же время, отчаянной борьбы сынов Божиих – пророков с этим отступлением. Весь смысл этой борьбы заключался в стремлении сатаны увести народ в неверность Богу с помощью его царства, окружающего народ Божий со всех сторон. С другой стороны богоизбранный народ под водительством пророков держал духовную оборону, стараясь противостоять наползающему на весь мир отступничеству. Пророки временами слёзно просили свой народ. Держаться верности Богу, иногда переходили на угрозы карой Божией или приобадривали предсказаниями грядущих дней благоденствия. Это была война за сохранение верности Богу, которая должна проявляться не только в отказе приносить жертву иным богам, но во всех жизнепроявлениях человека.

Собственно основным спасительным подвигом во весь ветхозаветный период со времен Моисея было исповедничество именно такого вида: противление отступничеству, идолопоклонству. Были на этом поприще святые мученики, хотя бы вспомнить отроков, отказавшихся приносить жертву в Вавилоне, брошенных за это в раскаленную печь, но силой Божией чудесно сохраненных. О таких взывает пророк Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один и моей души ищут, чтобы отнять её» (3 Цар. 19, 10). Знаем мы и о семи отроках Маккавеях, пострадавших ради верности закону Моисея.

Исповедничества, как подвига стояния в истине и борьбы за торжество её, в ветхом завете ещё не было, т.к. новых учений, раскрывающих аспекты истины, в то время не рождалось. Были единичные проявления твердого стояния в верности Богу, как, к примеру, трёх отроков в Вавилоне. Не было подвига монашества, подвижничества, т.к. деторождение ставилось выше безбрачия. Были единичные случаи, к примеру, прор. Самуил, но это не обычное явление, а исключение.

После освобождения народа Божия из плена Вавилонского стали появляться мудрецы, которые, не будучи пророками, просвещенными Духом Божиим, пытались изъяснять закон Божий и книги пророков, но их писания не были богодухновенными и чаще содержали абсурд, ведущий к заблуждению и злочестию. Из них стал создаваться еврейский Талмуд и ещё более безумная Каббала. Но в то время опровергать их учение было некому: явление пророков прекратилось, к тому же их измышления скрывались от широкого круга читающих. Читать это могли только принадлежащие к обществу книжников – толкователей Священного Писания, этих «мудрецов». Впоследствии Спаситель говорил о них: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас… Даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. XXIII, 13,15,23).

Кстати, здесь объединены книжники с фарисеями, хранителями точного исполнения традиций и предписаний закона. Это-то и объединяло их, и это-то порицал Христос: бездушное исполнительство при отсутствии любви и милосердия.

К концу ветхозаветного времени стало создаваться крайнее разграничение чаяний. Держащиеся учения пророков ждали пришествия Христа – воплотившегося Сына Божия, который установит Царство справедливости, избавит от необходимости следовать непременно в ад по смерти, куда все отправляются за грех прародителей. Эти люди, имеющие живой дух, видели обетование пришествия Мессии, как Царя Царства Небесного. Но они были в меньшинстве и без детально разработанного учения.

Другая часть избранного народа во главе с книжниками и фарисеями, обладая повышенным самолюбием, жаждала царства земного: могущества Израиля с их царственным положением. Из учения пророков они брали на создание системы своих убеждений только то, что укрепляло веру в земное преуспеяние, в избранность их нации по крови, как чад Авраама, а не по обетованию, не по духу.

Это разграничение чаяний вылилось при пришествии Христовом в великую трагедию мира – в раскол избранного народа, в противостояние сил, стоящих за этими расколовшимися сторонами.


Скопировать ссылку