Архиепископ Виктор (Пивоваров)
«НАЧАЛО И КОНЕЦ»
Опыт Эсхатологического Богословия

Часть 2.

ПУТИ СПАСЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 7.

ПУТИ СПАСЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Оглядываясь назад, можно увидеть полное несовершенство прежних поколений, удерживающее пришествие Христово. Ной проповедовал всем живущим на земле о грядущем конце мира все отпущенные 120 лет, сначала словом, потом открытым для всех строительством «дома спасения», но не обрёл ни одного кающегося. И Авраам остался один верным Творцу Богу Небесному, и не имел близ себя ни одного кающегося.

Во время же пришествия Христа мы видим совсем иную картину: за Христом следуют тысячи ищущих спасения. К Иоанну Предтече идёт множество народа принимать крещение покаяния разных сословий. Находятся уже даже такие, как кающаяся грешница, которая молча обливает слезами ноги возлежащего Христа и утирает своими волосами. Она не говорит ни слова, видя своим живым духом, что перед ней Сам Бог, Который и без слов знает всё. Человечество выросло и возмужало. Оно должно теперь быть переведенным на следующую ступень развития. Наконец приблизилось время долгожданного рождения «Семени жены», Мессии-Христа. Даже в языческой среде, не имеющей обетования, были ожидания «века сивиллы». Тем более среди избранного народа эти чаяния принимали характер ожидания близкого исполнения. По пророчеству Даниила о 70 седминах этот момент быстро приближался или уже должен придти. Но надо сказать, разные люди ждали по-разному пришествие Христа. Люди с повышенным «земным притяжением», с достаточной долей самолюбия представляли Его земным царём, обеспечителем их славой и властью. Страждущие видели в Нём грядущего избавителя от невыносимых житейских тягот. Наконец духовно зрячие при виде погрязания мира в беззакониях, видя свое бессилие противиться этому, и, наконец, чувствуя безнадёжность искания пути спасения и обреченность по смерти отправиться в ад, с великим нетерпением ждали рождение Спасителя, подсчитывали предсказанные сроки исполнения.

И вот рождается от бесплодной четы та, от которой родится долгожданное «Семя». Пять с половиной тысяч лет потребовалось человечеству на то, чтоб дорасти до способности произвести из себя Чистейшую, способную вместить зачатие Самого Бога. Тридцать пять родов ветви избранных сменилось, предочищаясь для этого её рождения из себя. И ещё потребовалось очищать Саму Её, содержа при храме по обету родителей под присмотром благочестивых стариц до совершеннолетия. Наконец началось видимое исполнение обетования. Деве Марии является архистратиг небесных сил Гавриил и возвещает исполнение на ней возвещенного пророком Исаией акта начала спасения мира: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

С этого началась не бывалая чреда чудес, сопровождающая теперь величайшее дело спасения. Ангельские воинства провозгласили радость по поводу рождения Христа словами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2, 14). Ангелов видели несколько пастухов близ Вифлеема, но, думается, момент рождества Спасителя ощутили все ищущие спасения. Ведь и теперь бывают случаи, когда этот день ощущают христиане по какой либо причине удаленные от информации и потерявшие счёт дней. Так в то время и восточные мудрецы, ожидавшие дня спасения, определили не только по явлению звезды, но больше по внутреннему ощущению рождение Христа, и явились поклониться Ему.

Знал о рождении Сына Божия и сатана и моментально прореагировал по-своему, возбудив слугу своего - Царя Ирода произвести гонение на Новорождённого, приказав убить всех младенцев в Вифлееме, начиная с возраста двух лет и ниже. Эти явления ещё больше подтверждают, что свершилось событие всевселенского значения и для земли и для неба.

Так началось дело спасения мира, должного завершиться искупительным подвигом Христа Спасителя на кресте. Воплотившийся Сын Божий Своей кровью как бы выкупает задолжавшее грехами человечество, отвоёвывает страданиями плененных сатаной. Тем же самым Он указывает падшим вернейший путь спасения чрез самоотверженность и одновременно производит суд над сатаной и его последователями, утверждавшими, что насилие и ложь всемогущи. Воскресение Распятого Христа явилось уже завершением победы.

Но многие ли из ожидавших пришествие Христово воспользовались в тот момент плодами победы своим соучастием в ней? Мало осталось тогда сострадающих Распятому: Мать Его Мария, которой было предвозвещено ранее богоприимцем Симеоном: «И тебе Самой оружие пройдёт душу», да любимейший ученик Иоанн Богослов. Стояли также у креста Мария Клеопова и Мария Магдалина. Остальные ученики разбежались, женщины наблюдали издали. А как славно было бы соучаствовать в этой победе над воплями преисподней: «распни Его». Славной победой является всё же и дальнейшее следование за Христом после Его вознесения. Множество живых душ пришло к Нему. Так только в момент сошествия Святого Духа на Апостолов обратилось ко Христу около трёх тысяч человек. Этот момент явился актом образования Церкви.

Что есть Церковь? К принесённому Сыном Божиим учению о святой Троице, к увиденному образу воплощения Сына Божия и принесенной крестной жертве Его теперь добавилась вера в Церковь. Церковь это общество последователей Христа со своим иерархическим священноначалием, связанное посредством таинств с Основателем и Главой её Христом и с другими членами в единое тело. Это соединение происходит чрез таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Ранее был греховный Адам в рассеянии на атомы-личности, а в этом таинственном акте эти атомы образуют новую цивилизацию – Христа в собранности, новое тело, что и является Церковью. Поэтому сказано не ложно: кому Церковь не мать, тому Бог не отец.

Процесс создания этого «тела» заложен Самим Христом. Чрез крещение происходит предварительное омытие от грехов вступающих в Церковь – в общество последователей Христа, а чрез причащение Тела и Крови, преподанные впервые Христом на Тайной вечери и далее - Апостолами на вечерях любви в виде преломления хлеба и благословения вина. Так, возглавляемое Апостолами и епископами, это общество становится единым телом. К этим таинствам присоединяется на созидание единого тела ещё пять таинств: миропомазания, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Итак, пришествием и искупительным подвигом Христа было совершено таинственно спасение рода человеческого, соединение «атомов» Адама в рассеянии в новое тело – Христа в собранности из этих уже обновлённых атомов.

Теперь человечество выросло из пелёнок и уже могло вместить более объёмное содержание истины. Если раньше все знали что Бог единый, хотя и проскальзывали в Священном Писании выражения во множественном числе, как «сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26), «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (3, 22), то теперь Господь открыл человеку, что Бог есть Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, единый в трёх лицах, нераздельно пребывающих. Это было большинству людей даже избранного народа почти невозможно вместить. Легко могли воспринимать ещё «меха» новые, не содержавшие до верха учений ложных, фарисейских. Но те, которые искали земной славы и власти, какие восстали против Христа, стали в оправдание указывать, что Христос проповедует иного бога, за что полагается предавать смерти (см. Втор. 13, 1-5). Народ же верил им, так как не все могли вместить эту тайну сущности Бога. Им было трудно поверить, что это знание предлагает Сам воплотившийся Бог, и что не новое принёс учение, а более углубленное и расширенное прежде данное.

На почве этого непостижимого явления, которое нужно взять на веру, а не исследовать слабым своим умом, начали создаваться разногласия и измышленные ереси. Конечно, опытно доказать суть этой тайны или привести в сравнение аналог из видимого мира было невозможно, разве что только самого человека, сотворенного по образу Божию. Если человек сотворен во образ Святой Троицы, то должен быть так же трёхсоставным, иметь три «лица», не раздельно соединенных. Именно трёхсоставным и сотворил Бог человека: из духа, души и тела.
Отрицающих троичность лиц Святой Троицы называли еретиками антитринитариями и монархианами. Церковь вынуждена была сразу вступить в борьбу с этим лжеучением, иначе смысл воплощения Сына Божия перечеркивался.

Другие ереси, как и первые, рожденные также неспособностью ума вместить непостижимые тайны, раскрытые Христом, вытекают из непостижимости соединения двух естеств Бога и Человека в Иисусе Христе. Целых четыреста лет потрясали Церковь эти ереси, ради обличения которых созывались Вселенские и Поместные Соборы, т.е. участвовала вся Церковь. Эта борьба родила и выдвинула на одно из первых мест после мученичества, подвиг исповедничества. Если ранее в ветхозаветные времена, да и в первые три века христианства основным подвигом было твердое стояние в верности Богу, чрез отрицание идолов и поклонение им, то теперь добавилось такое же твердое стояние вплоть до мученичества в верности Истине.

Борьба с ересями принуждала христиан изучать Слово Божие, постигать глубины истины, чтоб противостоять лжи, воздвигаемой врагами Христа из языческого и иудейского мира.

Процесс постижения истины бесконечен. Он начинается здесь на земле, далее продолжается и на небе и не имеет конца. Быстрее же и успешней процесс познания истины происходит именно в борьбе с ложью. Поэтому ереси попускались Богом опять же во благо ищущим истину, по сказанному Спасителем: «Ищите, и найдёте», и ещё: «Надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18,7).

Церковь, рождённая Христом, росла и всесторонне совершенствовалась. Нравственный закон, в основе которого провозглашена любовь, имел полное превосходство с первых же дней и над иудейским, в основе которого положено бездушное исполнительство, и над языческим с его безверием. Согласно с притчей Спасителя о милосердном самарянине христиане стараются являть любовь и милосердие ко всем людям и язычникам и иудеям. Особенно это открывается во время бедствий, пожаров, эпидемий. Христиане помогают пострадавшим, убирают подчас гниющие на улицах тела погибших, не зависимо, чьи они, руководствуясь только милосердием. Что очень удивляло неверующих.

Также в отличие от языческого, да и иудейского распутства христиане живут по слову ап. Павла: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).

Постепенно в Церкви стал зарождаться третий основной подвиг: аскетизм, монашество. В первые два века подвиг безбрачия и молитвенного делания был явлением единичным, и не являлся целенаправленным подвигом. Но уже в третьем веке есть примеры высшего подвижничества в виде пустынножительства. Таким представителем является преп. Павел Фивейский, подвизавшийся в пустыне 80 лет. Продолжил этот подвиг в четвертом веке, начав с конца третьего, Антоний Великий. Он считается родоначальником монашеского делания, подвижничества. Далее пустынничество стало массовым. Другой подвижник благочестия преп. Феодосий Великий основал в Александрии общежительное монашество.

Монашеское делание являлось вплоть до двадцатого века основным подвигом, т.к. мученичество и исповедничество утеряли значение в связи с приходом мирных времён, царственного положения Церкви: первое с четвертого века, а второе - с седьмого. В эти годы благоденствия ревностные христиане изыскивают ещё иные пути самоотверженного служения Богу, чтоб более действенно распять свою плоть со страстями и похотями. Таким явилось столпничество, основанное преп. Симеоном. Юродство Христа ради, первым представителем которого явился преп. Андрей Константинопольский. Бессребренничество, связанное с целительством, получило своё начало ещё во времена гонений на Церковь, и было также сопряжено с мученичеством. В это время стало входить в подвижническую жизнь мистическое познание Бога, в молитвенном предстоянии Ему. Основоположником опытного мистического богословия явился преп. Макарий Египетский, а умозрительного – Дионисий Ареопагит. Все эти подвиги, так или иначе, рождались из призыва: отвергнись себя.

Итак, со дня пришествия Христова, по совершении Им акта искупления рода человеческого, людям, жаждущим спасения, открыт доступ на высоты духовные. Для этого подаётся в силу заслуг Христовых в преизбытке Благодать Святого Духа, даны святые таинства, установлена иерархия священства и составлены богослужения с красивым пением. Каждый человек может взять крест свой по своим силам и свободно идти за Христом. Особо ревностные могли избирать себе любой подвиг. Смиренные же миряне могли трудиться, давать нуждающимся от трудов своих, вести благочестивый образ жизни и исправно посещать богослужения. Чрез принятие причастия они подчас могли не уступать подвижникам в благочестии и одухотворенности. Были у них и скорби, т.к. без скорбей и борьбы со злом спасения не бывает. Это пришло в мир со дня восстания дьявола и должно кончиться только в последний день мира.

Был попущен тяжкий трехсотлетний период в начале христианских времен, когда народившаяся Церковь была гонима, как новорождённый Богомладенец от Ирода; была Церковь теснима, как богоизбранный народ в Египте перед выходом в пустыню. Но в этот отрезок времени Церковь возросла, закалилась в огненных испытаниях, как бы получила зарядку на будущий путь совершенствования. Затем минул тысячашестьсотлетний период мирного возрастания. Пришла пора, выходить опять на войну ещё более страшную.


Скопировать ссылку