Иеромонах Иона (Сигида)
ХРИСТИАНСТВО ЕЩЕ СУЩЕСТВУЕТ?!
(ко дню Пятидесятницы)
Многим из обывателей такой вопрос покажется странным. Как же так, ведь есть же в мире сотни разных церквей, с сотнями и тысячами епископов, священников и миллионами мирян. Да и православные церкви, кажется, продолжают существовать, имеют своих патриархов, митрополитов, епископов и церковнослужителей и монахов, множество монастырей, лавр, красивых храмов, икон и прочего.
К сожалению такой поверхностный взгляд, можно сказать полу-языческий, земной, давно исповедуется большинством и поэтому усугубляет общий ход человечества к погибели.
Господь Иисус Христос сообщил нам, что «как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17,26-30).
И далее добавляет: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21, 34-36).
Итак, нужно бодрствовать, чтобы быть христианином и всегда возогревать в себе эту ревность.
В другом месте Господь сравнивает каждого человека, и весь Израиль, и все человечество с деревом:
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7,16-19).
Также он сравнивает Себя и Церковь с деревом, которое есть уже новое обновленное человечество, ведущее преемство и единство от Христа:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15, 1-8).
Как мы видим у деревьев есть разные ветви, одни добрые и хорошие, они зеленеют и приносят много плода. На срезе они полны сока, которым питаются и обмениваются с деревом. Другие ветви как бы в половину живые, но болеют, листва и кора у них может быть поражена грибком, а на срезе видно что внутри они уже полу засохшие, и плохо питаются от дерева. Такие обычно либо не приносят плода вовсе либо совсем мало и плод в них часто не дозревает. А третьи ветки и вовсе, хотя и как бы принадлежат дереву, но суть полностью сухие деревяшки, совершенно не имеющие в себе ни сока от дерева, ни поэтому даже листвы, не говоря уже о плодах, и никаких признаков жизни. Такие ветви первыми срезают и бросают в огонь, потому что они по сути уже инородные мертвые элементы на живом дереве.
Все очень просто и понятно. Силен Господь чрез свое чудо и мертвую ветку оживить и сделать ее живой и приносящей плод, и больную исцелить, но только если сама ветвь, то есть человек, будет желать этого и проявит решимость и волю к этому, то есть совершит внутренний подвиг покаяния и исправления и посвящения себя Иисусу Христу, чтобы жить Им и в Нем. Именно так живут живые ветви, через постоянное усилие, бодрствование, и борьбу с болезнями, паразитами, через труд, в первую очередь внутренний, и самопонуждение, и чистое открытое сердце перед Богом и Иисусом Христом.
И понятно, что признаком живой здоровой ветви является приносимый ею плод. Об этом очень серьезно предупреждает Господь, когда говорит что не приносящая плода смоковница, даже и живая и имеющая листья, подлежит уничтожению как негодная:
«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13,6-9).
Также и в другом месте, когда Господь встретил бесплодную смоковницу при дороге и по Его слову она засохла (Матф.21,19), это было прообразом судьбы ветхого Израиля, и также других подобных сообществ и всего человечества, отказывающихся приносить плод Богу.
Так что же подлинно есть эти плоды? Многие наверное и в Израиле думали, что имеют плоды, да на самом деле не имели их. В повествовании о древе Господь далее добавляет:
«Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 20-23).
Что же такое есть эти плоды нам было открыто явным образом в день Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов и также на других учеников Христовых, так что они получили в себе эту благодать Духа и содержали ее в себе, и в каждом она еще и проявляла себя в разной мере и форме в виде духовных даров:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2,1-4).
О пришествии же Святого Духа было заранее сказано Иисусом Христом:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. … Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14,16-17,26).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16,13).
Господь называет Святого Духа - Духом истины, не просто так, но потому что это есть догмат, и там где нет истины не может быть Духа Святого, и не может быть духовных плодов, не может быть подлинной жизни в ветвях дерева. Если кто уклоняется от истины и не ищет истины, не ищет премудрости от Бога вместо своей собственной, то там нет и любви к Богу и к Иисусу Христу, который и сам называет себя Истиной («Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6)). А кто сегодня ищет истины и говорит об истине, много ли таких, кто подлинно имеет ревность по истине и любовь к истине?!
Говоря об обещанном пришествии Святого Духа Спаситель говорит о том что для этого необходимо:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек … Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин.14,15-16,21-24).
Тот кто имел любовь к Богу и к Иисусу и чистым сердцем исполнял Его заповеди, тот получил Святого Духа, и имел плоды Духа в себе. И не только они, но и их ученики и последователи, так как то что произошло в день Пятидесятницы ни в коем случае не завершилось лишь тогда, но должно продолжаться до самого второго пришествия Иисуса Спасителя. Церковь, как принявшая Дух Святой должна сохранить Его до самого Его второго пришествия, а поэтому одно из самых важных качеств, которое мы должны хранить это верность истине, и любовь к Богу и к Иисусу.
Также Господь указывает различие между тем, что Дух Святой был с Апостолами и они знали Его, и однакоже еще не имели Его в себе, внутри себя: «вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14,17).
Об этом даре Святого Духа, который пребывает в настоящих христианах, и поучает и направляет человека, дает духовное ведение, упоминает ап. Иоанн Богослов своим ученикам:
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Иоан.2,27-28).
Это и есть пример духовных плодов, к которым мы должны стремиться, не считая себя уже достигшими чего-то, но возогревая в себе ревность и любовь к Богу и к Иисусу и любовь к истине. Все же что подается нам от Бога доброго принадлежит Богу, а не нам.
Однако путь этот, как видим из примеров апостолов и учеников Христовых и преподобных отцов наших, дается не сразу, но через сначала покаянное трезвенное ведение себя безблагодатным и бездуховным, и чистое простое призывание Бога и Иисуса к очищению нас и наставлению на истинный путь, подобно мытарю. Лучше молиться кратко и в малословии, но постоянно и искренно, беседуя с Богом, и больше уделять внимание самому духовному состоянию нищеты духа, чем в многословии думать, что слова могут привести нас к Богу и иметь мнение о количестве произносимого.
Апостолы видели благодать Духа в день Пятидесятницы в виде разделявшихся языков огня. Который есть подлинно благодатный огонь Божий. Не видимый и материальный, а духовный и животворящий, можно сказать Сверхреальный. Об этом огне упоминал Спаситель в своих словах:
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12,49).
Огонь Святого Духа должен гореть на земле, то есть в христианах до самого второго Его пришествия, в тех кто подлинно удостоился милости быть чадом Божиим и пребывает в любви Божией и в Истине.
Об огне этом сокровенно также сказано Спасителем в притче о десяти девах:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25,1-13).
И та как иногда притчи Господа имели и более прообразовательный смысл для будущих событий конца мира, по видимому и встречать Иисуса Спасителя еще должны те некоторые, кто сохранил в себе огонь и свет Святого Духа, сошедший в полноте в день Пятидесятницы. Возможно их будет немного, даже единицы (а глядя на современный мир такое количество кажется вероятным). Возможно, это будут простые на вид невзрачные люди, даже и не священники, и просто могут быть и женщины. Но подлинно духовные, любящие Бога и Иисуса, и отвергшиеся себя ради Него, и получившие в свои сердца явственно и откровенно свет Духа Святого, подобно Апостолам в день Пятидесятницы. Возможно даже кто-то из них получит этот дар и духовный плод за несколько дней или часов до пришествия Иисуса. Это и будет та Церковь, что будет встречать Христа, а не великие сборища патриархов, митрополитов, епископов, священников, монахов и «воцерковленных» прихожан, к сожалению которые в основном стали равнодушны к истине и которых уже не интересует подлинное христианство и исполнение воли Божией.
С этими «полноценными» духовными христианами возможно будут также и те кто не вполне еще дорос, но также будет среди избранников доживших до второго Его пришествия. Будет много и тех кому еще предстоит стать мучеником и кто будет убит во время новых гонений на веру и Церковь, и во время будущих войн, которые с жестокостью будут вестись последующие годы.
Как же войти нам в число избранных Божиих? Верить, что Бог с нами и любит нас, но нужно проявить свою сильную волю, чтобы стать принадлежащим Ему и водимым Его промыслом. Нужно возненавидеть от всей души и всей волей сатану и его слуг, и всякое зло, хранить себя от малейшего поползновения в дружбу со злом в любых формах, внутренних и внешних. Также нужно просить Бога чтобы он наставлял нас на истинный путь и сам научал нас. Нужно исполнять заповеди Его, чтобы жить для других, жертву своим (внутренним и внешним) ради других, а не за счет других, неся свой крест. И не мнить о себе, что мы имеем нечто духовное, но наоборот трезвенно видеть себя такими, какие мы есть.
Да не будем мы обольщаемы внешней религиозностью, как другие, но да следуем безвидным путем внутреннего делания, возлагая надежду на Бога.