Иеромонах Иона (Сигида)
ТАК КТО ЖЕ ТАКИЕ ПАСТЫРИ?
Множество есть тем и вопросов, которые со временем в церкви стали пониматься не совсем правильно, больше перетолковываться людьми плотскими, не духовными, стали пониматься более в земном смысле.
Один из таких вопросов, неправильное понимание которого особенно болезненно для церкви, это вопрос: кто такой пастырь? Вопрос этот крайне чрезвычайно важен, ведь пастырь этот тот, кто способен вести других, овец, а если он не способен, то это кончится очень плохо для всех. Об этом говорил Спаситель: «они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15,14).
Уже в дореволюционной церкви понятие «пастырь» понималось приземлённо: так обычно называли всех священников. Если священник – значит уже пастырь, и нужно его слушать. Обычно было даже так: некий молодой человек (нередко сын священника), учился в семинарии, находил себе попадью и уже лет в 22-23 становился священником, как будто бы пастырем. И хорошо что были и среди таковых иногда достойные и ревностные молодые христиане, но и благочестивому человеку требуются годы на то, чтобы вырасти духовно, пройти борьбу со злом и дьяволом, стать верным рабом Божиим, а в миру (не в монашестве) этот процесс еще как правило происходит более медленно, если вообще происходит. В монастырях же ситуация была немного более лучше, за счет того, что рукополагались более возрастные, прошедшие хоть какое-то послушание монахи, и также в монастырях было менее поводов для земного тщеславия. Но по правде сказать, и возраст не является отнюдь мерилом духовной жизни и само монашество, без духовного примера и руководства, также еще не о чем не говорит, тем более что и оно со временем обычно стало пониматься неправильно и часто уклонялось в прелесть и обрядоверие. И конечно же среди этих священников было много таких, кто не был серьезным грешником, но напротив даже имел и многие добродетели и усердие, и до самой старости совершал благодатные св. таинства, был нормальным священником, носителем пастырского служения, но не был все таки подлинным духовным пастырем, способным указывать путь другим.
В древней Церкви эти понятия – духовного пастырства и священства понимались как два начала, как правильно и следует их понимать. При этом рукоположенный священник в Церкви одновременно поставляется и к священническому и к пастырскому служению, при этом второе, сложнее и даже важнее первого.
Священство есть способность совершать Христовы таинства. Пастырство же есть руководство других и должно заключать в себе и учительство, которое есть духовный дар, подаваемый по благодати и по воле Божией. Об этом говорит ап. Павел, который объединяет «пастырей и учителей» в одно целое (Еф.4,11).
Все мы как бы странники идущие в Новый Иерусалим, Царство Небесное, по лабиринтам и темным опасным лесам и препятствиям. Все знают, что есть Небесный Иерусалим, но никто обычно не был там, и поэтому не знают подлинного пути, хотя и ориентируются по ряду признаков и указаний, оставленных нам в Евангелии и св. Отцами. Есть также и те злые духи и разбойники, которые пытаются нас обманом увести с истинного неприметного и тяжелого пути на более легкий и пространный и выдать другой город за Небесный Иерусалим, и многие обманываются. Поэтому овцы, идя чрез эти темные леса посреди волков, по определению, можно сказать, что не способны сами пройти весь путь. Поэтому если овца не мнит о себе, что она пастырь и учитель и считает себя просто овцой, то такая уже очень много имеет в своем трезвом ведении себя и будет более осторожно идти путем спасения, если же овца впав в сумасшествие возомнит о себе как о пастыре и учителе, то точно будет съедена волками. Есть среди овец и более опытные, которые могут дать много полезных советов и помочь, и к ним следует иногда прислушиваться, но и такие все таки не являются пастырями. Пастырем же должен быть подлинно только тот, кто уже сам был в Небесном Иерусалиме, или даже имеет его гражданство, так что знает дорогу, конечную цель, и эталонное откровение, по которому сверяет, как по компасу, свой или чужой путь туда. Так что такого крайне трудно сбить с пути, а если он и сбивается то вскоре опять возвращается на верный путь, точно зная куда необходимо следовать и что искать. Такого уже не удастся обмануть и выдать другой город и другую местность за Небесный Иерусалим.
В древней Церкви, когда формировались общины посвятивших себя Богу христиан именно такие просвещенные от Бога пастыри руководили этими общинами. Далее они перешли, оформились в монашество и также точно монашеские общины руководились духовными наставниками. Главу общины, монастыря обычно называли «Авва» – отец, в женских – «Амма» – мать. Причем, не обязательно что они были священниками, но очень часто они не имели священного сана. Также появилось именование «игумен», что в переводе означает ведущий, идущий впереди, руководитель, - то есть наставник ведущий в Небесный Иерусалим. Игумены тоже, по крайней мере первую тысячу лет, часто были монахами без священного сана. Например преподобный Савва Освященный был игуменом своей обители из примерно 150 монахов, до 50 лет, и не имел священнического сана, хотя и имел множество духовных даров, да и среди монахов его монастыря наверняка были отмеченные Богом. Стал же он священником только по нужде из-за того что было затруднительно приглашать кого-то со стороны. Его духовный отец Пахомий Великий, который имел в окормлении более десятка основанных им монастырей и несколько тысяч монахов, также не имел священнического сана. Также и наличие священника в монастырях не означало, что он был игуменом или духовным наставником, нередко таким был простой монах, к которому обращались за духовным благословением и наставлением, и изливали душу и грехи. Многие же из посвященных в священство монахов в монастырях старались скрыть свое посвящение, чтобы ничем не возвышаться и не отличаться от других братьев.
Такой пример духовного наставничества и послушания и должен быть примером для священников, чтобы в полном смысле слова быть совершенными пастырями.
Тысячу лет назад, когда значение подлинного пастырства стало более затуманиваться, особенно заострял внимание на этом преподобный Симеон Новый Богослов:
«надлежит тебе прежде сделаться учеником Христовым и добре научиться заповедям Его и таинствам, – и тогда уже браться учить других; надлежит тебе прежде подчиниться и последовать духовному отцу, который провел бы тебя путем, ведущим ко Христу, так чтоб ты достиг Христа, или, лучше сказать, чтоб тебя обрел Христос; причем надлежит тебе заметить все повороты и все знаки пути, которым незаблудно проведет он тебя туда, где увидишь ты Христа благодатию Святого Духа, – и тогда уже руководи и других ко Христу; надлежит тебе прежде самому просветиться истинным светом, а после того вводить и других в сей свет; надлежит тебе прежде самому получить христианскую свободу, а потом берись руководить к ней и других...
Апостол Павел, сказав, что иному дается слово премудрости, иному слово разума, иному дарования исцелений, и прочее, потом прибавил: вся же сия действует един и тойжде Дух (1Кор.12,11). Видишь, что без Духа никто не может ни сам научиться, ни других научить? Почему, если кто прежде получения Духа истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его (Ин.14,17), дерзнет и покусится, еще будучи от мира, в мире взять на себя степень и достоинство учителя и стать духовным отцом и ходатаем за других пред Богом, то не достоин ли он несметного числа молнийных ударов и мук?» (Слово 87).
Отличительным свойством духовного поводыря является духовное ведение, то что обычно называли внутренним деланием, умно-сердечной непрестанной молитвой, духовным трезвением и множеством других названий. То о чем Спаситель сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7, 38). И апостол Иоанн говорит об этом: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте»(1Ин. 2,27).
Со временем понятие игумена-руководителя полностью соединилось со священством, и все настоятели монастырей игумены были уже священниками (хотя в более меньших монастырских общинах могли быть руководителями и просто монахи, как например преподобный Зосима Верховский не будучи священником был главой монашеской общины в начале 19 века), потом же и вовсе игуменство стало восприниматься как вторая ступень священства у монахов и в игумены стали посвящать просто за выслугу лет, что уже является ошибочным извращением.
Есть апостольское преемство, которое ведется от епископов к другим епископам и до апостолов. Священническое преемство ведется от епископов. А есть духовное преемство, которое, хотя также связано с апостольским, потому что полнота благодати Церкви передана истинным епископам, но ведется не через священство, а через духовное отцовство и сыновство во Христе. Об этом ап. Павел говорил: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». (1Кор 4,15-16)
Преп. Симеон пишет об этом также:
«Надобно нам теперь узнать причину, по которой иные не знают, что они родились духовно. Какая же этому причина? Невежество и слепота очей души их. – И внимай поусердней. – Как детям рождаемым невозможно засемениться и родиться без отца, так невозможно родиться свыше, то есть принять благодать Святого Духа и тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше. И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. – Но тот, кто сам еще не родился или родился, но еще дитя есть, то есть не достиг еще совершенства, тому как возможно быть отцом других? Нет, невозможно. И тому, кто не соделался сыном Света, с чувством и сознанием того, с опытным удостоверением и духовным созерцанием, тому как возможно знать и видеть Отца светов? И как возможно ему руководить других к Свету, или научить их, что есть Свет, который пришел в мир, чтобы просвещать сидящих во тьме? Сам он слеп и не видит, как же может он показать путь другим? Кто не видит света, тот всеконечно ходит во тме, спотыкается непрестанно и имеет нужду в путеводителе: как же путеводить ему других? И если станет он путеводить их, то наверное будет для них виновником пагубы. Ибо Господь говорит: слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф.15,14), – в ров неведения, или пагубы» (Слово 87).
Сегодня мы переживаем время о котором предсказывал ап. Павел:
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (Тим. 4,3-4).
Духовное преемство теперь почти полностью прервалось. Подлинных пастырей, отцов-наставников и духовных учителей теперь уже не встретишь, ведь в большинстве они физически уничтожены богоборцами-большевиками. Зато теперь церковь заполонили отступники от Христа – лжепастыри, которые наплодили себе подобных безумцев и самозванцев в прелести великое число. Впрочем, и желающих найти настоящего пастыря и самоотверженно идти вслед Христа теперь уже почти не найти. Потому что мир, поглощенный земным притяжением, жаждой наживы, и ложью уже ищет и жаждет принимать безумных вождей – лжепастырей, и антихристов которые бы льстили слуху, либо же каждый и сам имея чуть больше плотского ума чем другие уже мнит себя пастырем и учителем, являясь через это уже, чрез гордость, подобием дьявола. Нам остается быть внимательными к себе и держаться истины, чтобы не погибнуть в этом окончательном безумии мира.