Иеромонах Иона (Сигида)

КРЕСТ БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

(Краткое слово про Крест Христов)

В современном мире у многих Крест ассоциируется теперь с чем то мрачным и отталкивающим, с кладбищем например, как символ смерти. Даже говорят так: «поставить на нем/на этом крест», - как бы забыть или совершенно исключить что-то. Так что дьявол через глупых суеверных людей сумел совершенно извратить смысл символа Христианства, Креста Христова.

Крест, как две линии, прямо пересекающие друг друга означает символ перехода, прохождения через границу, моста через пропасть между нами и Богом. Господь Иисус Христос на Кресте стал для нас проводником через эту пропасть и даровал нам путь к Богу и Его царству, примирил нас с Богом и соединил нас с Богом. Поэтому крест – это символ соединения нас с Богом. В противовес, например букве Т, которая означает невозможность преодоления этой границы.

Через Крест Христов мы конечно же почитаем не просто сам крест, как отделенный предмет, но самого Христа, Его Распятие на кресте. Так что Крест для нас это не просто некий предмет и существительное но акт действия – Распятие, глагол, Распятие самого Бога на Кресте, так что в Cвоем Кресте, будучи Богом он дал и нам принимать наш собственный малый крест, который некоторым образом должен войти в Крест Христов и соединиться с Ним, так что в каком то смысле мы смогли бы изобразить это как Великий Крест Христов, на котором есть и масса малых Крестов Его последователей, вошедших все в единый Его Крест. Так что конечно почитая Крест Христос мы не просто отдаем почтение предмету (хотя и это мы делаем), и не как некоторые которые в храме делают весь упор что нужно правильно креститься руками, хотя и это нужно, но не это главное и самое спасительное, а в первую очередь мы отдаем почтение и почитаем и повторяем деятельно Его Крест в себе, который достигается через делание его святых заповедей, таких как: «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», «терпением вашим спасайте души ваши», «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» и так далее. Сейчас же почти все ищут некой веры без креста, верь себе умозрительно, и спасешься. Спаситель к таким говорит прямо: «кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14,27).

Крест в каком то смысле это великое таинство. Таинство же есть всегда некое повторение нами того, что совершил сам Христос Бог. И через Крест, идя путем Креста и совершив крестный подвиг здесь на земле, мы также, по его милости и войдем в следующее Его таинство – Воскресение. Так что и воскреснем мы тоже в Его воскресении и через Него. Также как Крестились в Его крещении и распялись в Его распятии. Между же Распятием и Воскресением, кажется, также должно произойти вслед за ним и некое сошествие во ад, которое должно быть для нас победным а не посрамлением.

В русском языке даже и название таинства Крещения было взято от слова Крест, так что в крещении мы как бы входим в Крест Христов и берем на себя свой крест, и идем вслед Христа и посвящаем себя Христу.

Крест называется «оружием на дьявола», потому что дьявол был посрамлен через Крест Божий Христов. Сила Крестная, то есть сила Христова, которой обладает вера в Его распятие, является нестерпимой для дьяволов. Но не только для дьяволов, но и для многих людей Крест Христов нестерпим в силу их принадлежности к царству, враждебному Богу. О таких апостол Павел говорит, что они «поступают как враги креста Христова» (Фил. 3,18). И также: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор. 1,18). Надо сказать, что живя в РФ и наблюдая за «православной» публикой, очень заметно что у этих современных так называемых «христиан», а на самом деле советских безбожных людей и язычников, полное равнодушие и даже отвращение и противление ко Кресту Христову. Один наш прихожанин поехав на православный склад МП поинтересовался есть ли у них резные настенные кресты: ответ был – нет. – А почему? – Не пользуются спросом. И правда, приходится видеть как к нам приезжают разные православные лавки на колесах, и нигде в них не найдешь Креста Христова, только лишь есть еще нательные крестики, и бывает попадаются в небольших количествах крестики в машину или самые простенькие деревянные или пластмассовые крестики с бумажной наклейкой. Иконы Распятия Христова также у них не найдешь, как и икон Крещения, Воскресения, Вознесения, Пятидесятницы и других Господских праздников. Гораздо больше всех видов и форм можно зато увидеть новых советских и языческих выдумок, типа икон знахарки Матроны Московской или коммуниста сталинца Луки Войно-Ясенецкого, еретических книг написанных в духе прелести, типа «несвятые святые» и прочую убивающую душу мерзость. Я помнится специально распечатал в фотоателье хорошие иконы распятия Христова, и надо же, кажется только один человек приобрел ее, и тот после моей проповеди о Кресте.

В Житии блаженного Андрея Юродивого Константинопольского описывается о том, как он был восхищен на небо и видел там как Ангелы поклонялись Кресту:

«После этого напал на меня восторг и, лишившись речи, подумал я, что стою над небесной твердью; и какой-то одетый в плащ юноша, лицо которого сияло как солнце, прошел предо мною. Я же подумал, что это был тот, кто похлопал меня по лицу, когда я умирал от холода, кто приказал своим помощникам поднять меня. И вот, когда он прошел передо мною, увидел я следующее: вот крест, большой и красивый видом, и четыре завесы вокруг него, светящемуся облаку подобные, и две из них – сверкающие наподобие молнии, а две – белые как снег. А вокруг него выстроились певцы, красивые, статные и белые как свет, испускающие из очей огненные лучи. Песню же они исполняли во славу Распятого на кресте. И тогда облаченный в плащ юноша, который направлял меня, поцеловал крест, проходя мимо, и мне дал знак сделать это. И я, конечно, повинуясь ему, пал ниц и поцеловал. И как раз когда я целовал этот драгоценный огонь, наполнился я медом духовным и благоуханием, которого не вдыхал никогда, даже в том саду. Подняв глаза свои, я вдруг увидел внизу под нами бездну моря, и дрожь охватила меня, и испугался я. Тогда я закричал ведущему меня и сказал: «О господин и проводник мой, смотри, ведь я иду как по облаку и, охваченный страхом, ступаю легкими шагами, потому что боюсь упасть отсюда, если оно более не удержит меня, и я соскользну в находящиеся под нами воды». Он же молвит: «Не бойся: еще выше мы должны подняться».

С этими словами он дает мне руку, и мы оказываемся над второй твердью. Видом она была белой как снег. И там же вижу я два креста, подобных нижнему, и при них свиту устрашающую, которая и у нижнего креста находилась. А воздух тех мест был огненный – отдохновение для красивых юношей, бывших там. Поцеловали мы, конечно, в божественной любви и рвении также эти кресты, как и первый. Благоухание же их было неизъяснимое, словно божественное, сильнее, чем радость и наслаждение от находящегося ниже. И вдруг смотрю я: се огнь, сжигающий все, что есть там! И, охваченный дрожью, опять стал я звать на помощь сопровождавшего меня; он же, дав мне руку, говорит: «Еще выше должны мы идти».

С этими словами поднялись мы оттуда и оказались над третьим небом. Не было оно похоже на небо в этом мире, но вместо крепкой тверди распростерло кожаный покров, словно золотой лист. Снова обнаружили мы в преддверии три креста, сверкающие будто молния, величайшие и устрашающие весьма, еще более, чем те два и тот один. И сопровождавший меня набрался смелости, вошел в середину огня и пал ниц пред ними; я же, совершенно не имея сил для этого, отошел подальше и преклонил перед ними колени. Затем, пройдя достаточно, достигли мы второго полога, и я увидел, будто молния распростерлась в воздухе. Мы были подняты вверх и прошли далее, и внутри того полога оказалось многочисленное небесное воинство, прославляющее и возносящее хвалу Богу.

Немало поразмыслив над случившимся со мною – где я был и где очутился, – я изумился тому, как попал на просторы того божественного сада. Обозревая же находящееся там, я размышлял и говорил! «Есть ли тут кто другой или я один нахожусь здесь?» И ведь едва я подумал об этом, вижу: вот появилась в центре равнина, и не были на ней деревьев, однако это была очень красивая равнина, густо поросшая травой и цветами лилий и роз. А источники на ней струились молоком и медом, и величайшее благоухание от них исходило и сладость. И когда увидал я очарование этого места и зелень, предназначенную для отдыха, остановился в недоумении, дивясь божественным чудесам и не поспевая от одного великолепия к другому. И вдруг вижу я мужа сияющего, одетого в хитон, словно в облако светящееся, и держащего крест. Оказавшись рядом со мной, молвил он: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа с вами! Однако блаженны безумные, ибо многие из них пребывают в мудрости. И тебе Бог определил здесь место, но пока возвращайся к мирским испытаниям и мукам, туда, где тернии, и ехидны, и змеи, и гады ползучие. Диво же, однако, странное и невероятное: ведь никто, находясь во плоти, не прибывал сюда, кроме того, кто более всех потрудился для благой вести, и тебя, принявшего рог высшего смирения. Но я узнал, отчего с тобой случилось такое: из-за беспредельной нищеты, из-за «пойди прочь, пес!», из-за унижения, а также потому, что ты пришел на ристалище владыки мира, обнаженный, юный, простодушный, и в единоборстве опрокинул сверху вниз его самого, да и трон его наземь низверг».

Таким образом тайна Креста и поклонение Кресту Божию Христову существует не только в нашем земном мире, но и в Ангельском.

Нам нужно постоянно пересматривать свою жизнь и следить за собой - идем ли мы путем Креста за Христом.

Иером. Иона (Сигида)

Скопировать ссылку