Митрофорный Протоиерей Николай Стройков

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Ученики Христовы обратились к своему Божественному Учителю с просьбой: «Научи нас молиться». И Бог (Слово) дал им образец молитвы: «Отче наш…»

Давайте проведем разбор этой молитвы или, что то же, попробуем уразуметь ее. Верующий человек не раз читает ее в течение суток, а вот богомыслием, то есть уразумением ее, занимается ли?

Итак: «Отче наш, иже еси на небеси» прими нашу молитву. О чем?

1. «Да святится Имя Твое». Что значит «святится»? Мы говорим освятить храм, дом, икону и душу, конечно. Значит очистить от нечистоты. Христианин, т.е. последователь Христов, как образ и подобие Божие поставлен жить в мире, князем которого является сатана, призван к постоянному очищению, освящению своей души от мерзости и грязи так или иначе этим миром на него наносимой. Жить по совету Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли», что то же, святили, прославляли Бога, как абсолютную Истину, прославляли Отца вашего Небесного.

В Откровении Иоанна Богослова много говорится об ангелах и святых, которые непрестанно славят Бога, т.е. воздают Ему честь, славу и поклонение. Вот и мы в Церкви Воинствующей призываем к тому же самому: жизнью своей «святить» Имя Божие.

2. «Да приидет Царствие Твое». Господь много говорил о Царствии Божием, что оно из себя и на что похоже. Это Царствие Божие по слову Спасителя «внутрь вас есть». Конечно в том случае, если мы живем по заповедям Бога. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».Коли крестился (уверовал) во Христа, то и облекись в Его учение, как в броню (латы), прикройся, как плащом, от окружающего греховного мира, живущего по другим, богопротивным законам. Это на земле. Что же касается до Церкви Торжествующей, то в том же Откровении сказано, что святые на небе просят Бога о скорейшем пришествии Его, о прекращении царства сатаны и зла как его производного. «Ей, гряди Господи Иисусе».

3. «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», т.е. да совершается Воля Твоя на земле так, как совершается она на небе.

Есть учение о Промысле Божием. Господь называется «Промыслителем». Промышлять – значит обследовать что-то, наблюдать за чем-то. Господь наш Иисус Христос говорил, что «волос с головы вашей не упадет без Воли Отца Моего Небесного», т.е все до мелочи, что с вами происходит, происходит по Воле Бога. Ваша задача смиренно нести возложенный Богом крест до конца, до смерти. «Претерпевый до конца, той спасен будет». Вглядитесь в свою собственную жизнь, в собственный крест и бесстрастно постарайтесь ответить самому себе: так ли ты живешь, как просишь – «да будет Воля Твоя…», не постоянно ли ставишь и проводишь волю свою вместо Воли Божией?

Вот три прошения, направленные на прославление Бога, хотя и отражаются в нас, как «в образе Божием». Следующие три прошения больше касаются нас самих.

4. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Человек просит Бога о пропитании. Большая часть людей во все времена живет бедно, им не до того, чтобы становиться гурманом. Был бы хлебушек. «Хлеб всему голова». К хлебу (еще наши деды и отцы) относились как к чему-то святому, никогда крошек не бросят на пол, а собирали их со стола в ладошку и отправляли в рот.

А святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических проповедях» понимает о прошении не только (и не столько!) как о хлебе земном, а о Хлебе Небесном, т.е. о Святом Причащении. Ведь первые христиане причащались Хлеба Небесного все и за каждой Литургией. Ведь и Христос говорил: «Не заботтесь, что будите есть и пить, и во что одеться… ищите прежде Царство Божие и Правды Его, и остальное все приложится вам, Отец ваш Небесный и без того знает, что вы не имеете прежде вашего прошения «посмотрите на птицы небесныя».

Мамона (богатство) во все времена была орудием сатаны, ну а сейчас это явление приобрело образ какой-то чумы.

5. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Прости нам наши грехи, как и мы прощаем нас обижающим. Не навлекаем на свою голову гнев Божий этим прошением? Часто ли мы понуждаем себя (а это без понуждения не делается) прощать своих обидчиков?

6. «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Здесь на первый взгляд два прошения, но на самом деле одно. «Искушать, соблазнять» - это свойство бесовское. Бес – искуситель. Вспомните, Евангелие рассказывает о искушении Христа. По разным причинам Бог попускает человеку впадать в искушение (поддаваться греху). Без помощи Бога выйти победителем из этих искушений мы не сможем. Бес крепко держит в своих лапах человека, подобно пауку, как последний опутывает свою жертву паутиной, так и первый (бес) опутывает человека страстями. Святые Отцы советуют найти в себе главную страсть, а их три (самолюбие, сребролюбие, сластолюбие), (гордость, жадность, блуд) и бороться с ней.

Читай, христианин, молитву Господню со вниманием и обращайся к ней с Богомыслием (рассуждением).

Горе нам, когда мы ни того ни другого не делаем. И вспоминаются слова святителя Аверкия: «Христиане ли мы?!»

Скопировать ссылку