Митрофорный Протоиерей Николай Стройков
МУРОМ И ЕГО СВЯТЫНИ В НАШИ ДНИ
Город древний, город славный. Небольшой городок Владимирской области, расположенный на левом берегу реки Ока в трехстах километров от Москвы. Население в настоящее время составляет около 150000 человек.
Муром в древности – пограничный русский город. Если верить историкам здесь, было размещено угро-финское племя – Мурома, откуда и название города.
Городок не велик, но как говорят в народе: «Мал золотник, да дорог». Действительно, здесь и святые с какой-то необычной жизнью. Илья Муромец – легендарный святой – воин, патриот своего Отечества и вместе с тем, монах Киево-Печерской Лавры. В Печерском Патерике сказано, что описания жития его нет. Значит, воин пришел туда умирать.
Муромские князья Петр и Феврония – мудрые, добрые правители, верные супруги, в последние дни жизни своей, жившие в Муромских монастырях, умирать (не без воли Божией) решили вместе. Когда настал последний час этого земного бытия Петра, он пришел за Февронией, но она просила мужа, чтобы он повременил с отходом в иной мир, пока она не закончит расшивать пелену. Трижды Петр приходил за Февронией, и, наконец, она отложила свою работу, и они скончались вместе. Их положили в разные гробы и оставили, но когда подходили, чтобы поклониться им, увидели, что они лежат в одном гробу. Снова переложили в разные гробы, и опять они чудесно оказались в одном. Так было трижды. Погребены были в одном гробе.
Святитель Василий Муромский оклеветан был и изгнан из Мурома. Епископ смиренно спустился к Оке, расстелил на воде мантию, ступил на нее, как на ладью и уплыл в Рязань (против течения реки!).
Вот такими чудными святыми славен этот городок.
Это слава Святой Руси. Отголоски этой славы мы слышим и теперь, но в какие формы они вписываются? Что мы наблюдаем теперь?
Если Илия всего себя отдал на служение Родине, то сейчас его потомки только и мечтают, как бы увильнуть (откупиться) от служения на благо Отечества, не гнушаясь антирусской организацией – Совет солдатских матерей.
Если свв. Петр и Феврония показали образец супружеской жизни, то теперь наблюдается развал семейной жизни, раскручиваемый телевидением и желтой прессой. Кто-нибудь скажет, что и в наши дни чествуются эти святые, то скажу, что чествуются лукаво и совсем не по христиански.
Что же касается до священства, то сделаем обзор церковной жизни в храмах и монастырях Московской Патриархии, расположенных на территории Мурома и в ближайших селах.
Говорят, что в Москве среди священнослужителей мало лиц русской национальности, все больше евреи и украинцы, та же картина и в Муроме.
В годы коммунистического режима в Муроме был открыт единственный храм Муромского Благовещенского монастыря. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был взорван и больше не восстанавливался. Кстати, с дней так называемой перестройки, самые именитые храмы до сих пор лежат в руинах. О них постоянно говорят, но ничего не предпринимают к их восстановлению. Я имею ввиду самый древний храм св. муч. Козьмы и Дамиана и храм на родине Илии Муромца, что в селе Карачарово, в то время, как строятся новые храмы и часовни.
С приходом демократического строя стремительно начали открываться храмы как в Муроме, так и в его окрестностях (я был в те дни благочинным). В храмы нужны были священники – их набрали с улицы совершенно безграмотных в богословии и в Церквовь пришли они (понятно!) «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Это в настоящий момент «слепые вожди слепых», а если слепой поведет слепого, не оба ли упадут в яму? Так пришел ко мне молодой человек, представился как кандидат в священство, сказал, что прислан Владыкой, чтобы я его подучил, потому что он не выдержал экзамен. Спрашиваю: «Что спросили?», «Царю Небесный и зачем в Церкви нужен дьякон.» Чем можно было помочь этому человеку? Через неделю его все таки поставили в священники. Другие ставленники если и были лучше, то не на много. Вот эти батюшки кое-как окончив Владимирскую семинарию и окормляют в наши дни православных христиан, ничего не знающих о МП и Истинной Церкви Христовой, и по незнанию вынужденных посещать имеющиеся в городах храмы.
1. Благовещенский мужской монастырь.
В годы советской власти почти не закрывался. Функционировал в качестве Соборного храма. С началом перестройки вновь стал мужским монастырем.
Первым его игуменом стал некий Сильвестр, у которого вскоре появился новорожденный сын. На его место был назначен (поставлен) игумен Кронид, который управляет монастырем и по сей день. Еврей, выпить «не любит» и братия ему под стать. Отслужив в праздник, и до следующего праздника в монастыре отсутствует, братия предоставлена сама себе. Первый набор монахов весь разбежался.
К монастырю приписан скит в селе Борисо-Глеб. Туда был поставлен настоятелем некий иеромонах Александр, друг Кронида. Спился и вскоре умер, а братия (как говорят) приела всех кур в близ лежащих домах. После них в храме осталось лишь кресло – качалка. Обо всем этом поведал батюшка, мой воспитанник, который теперь служит три раза в монастыре, а в праздничные и воскресные дни в бывшем скиту, потихоньку восстанавливает храм. Братии там больше нет.
Есть у этого монастыря и еще скит, но и там нечто подобное.
Муром посещают довольно много паломников. Так некоторые из братии видя подходящий автобус, одевают епитрахиль, вешают на шею ящик с фотографией разрушенного скита и бросаются навстречу паломникам. В иные дни набирают до семи тысяч рублей и пьянствуют.
2. Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Настоятель – архимандрит Кирилл (архимандрита получил по ходатайству Степашина – председателя Счетной палаты Российской Федерации, который является попечителем монастыря). То ли цыган, то ли молдованин. С братией текучка, говорят сейчас в монастыре один монах, а так все трудники. Монастырь выглядит богато, кругом цветы; больше похож на городской парк: здесь можно покатать детишек на пони, отдохнуть у небольшого (искусственного)озера, есть свой небольшой зоопарк, и даже могут вас бесплатно покормить (монастырь печет хлеб и булочные изделия). Есть при монастыре гимназия. Странная. Говорят, что в ней даже Закон Божий не преподается, хотя в свое время, отец Кирилл говорил мне, что для гимназии будет отдан храм в честь ап. и ев. Иоанна Богослова. В группы этой гимназии набраны детишки богатых, привилегированных жителей нашего города.
Есть при монастыре и духовное училище (и не первый год), но что-то у них с ним ничего не получается.
В Рождество Христово и на Пасху устраивается (после крестного хода, перед Богослужением) шикарный фейерверк посмотреть на который собирается «пол города», но после этого народ отправляется домой, а не на Богослужение. Степашина на Богослужении не видел ни разу.
Монастырь интересен следующим. Сначала появился в храме бюст святой великомученицы Варвары с вложенными в него якобы мощами. Затем появился гроб, в котором лежит высеченный из дерева (в рост человека) Илия Муромец, на груди у него лежит шашка (как у городовых в царское время). В этом истукане, наверное, тоже мощи. Верующие люди рассказывают, что во время Богослужения, посвященного преп. Илие Муромцу, когда приходит время елеопомазания, икона преподобного убирается, и люди вынуждены целовать статую.
Буквально каких-то две недели назад с Иерусалима Степашиным, (который теперь является председателем Императорского общества и возвращает земельные участки и строения, ранее приобретенные этим обществом, а потом отнятые у него), привезен кусок дерева, на которое влез мытарь Закхей, желая видеть Христа. (Это дерево оказалось на одном из таких возвращенных мест).
По этому поводу в монастыре было устроено торжество. Кусок дерева в качестве святыни предложен верующим. Сколько таких деревьев, мимо которых проходил Господь Иисус Христос… А я грешный шучу: «Современный мытарь почтил древнего мытаря».
Пару лет назад сам наблюдал среди братии сразу трех наркоманов, один из них недавно умер (совсем молодой).
В течении нескольких лет в монастыре целенаправленно сокращается чин Божественной Литургии. По этому поводу я говорил проповедь «Берегите Литургию». Так, если раньше после малого входа пелось много тропарей, то теперь один-два. На«Славу» по принятому у нас обычаю пелось «Со святыми упокой…», производилось поминовение усопших и возглашалась «Вечная память». Теперь все это упущено. После чтения Евангелия на сугубой ектении производилось поминовение так называемых обеденных записей (т.е. поданных для поминовения на Литургии), теперь их называют алтарными. В голос ни священник, ни диакон их не поминают (даже родных своих) и это, кстати, во всех храмах города. Вставка «о болящих» читается сокращенно. Заупокойная ектения с молитвой «Боже духов…» не произносится. Ектения о оглашенных вообще опускается.
Похоже, подгоняется время под католическую мессу.
3. Свято-Троицкий новодевичий монастырь.
Этот монастырь заслуживает особого внимания. Его возглавляет игуменья Тавифа. Кто она по национальности, не знаю. На игуменство сюда переведена (надо полагать Наумом, поскольку многие и из рядовых монахинь назначены сюда им) с Рижского монастыря. Важнее всего то, что она масонка. Все в этом монастыре «за семью печатями». Дисциплина строжайшая. Есть в монастыре детский приют «Надежда». К нему быстренько приставили лиц еврейской национальности. Знакомый врач работала при монастыре, но ее оттуда быстренько выставили. Знакомый художник по росписи храмов рассказывал, как был на приеме у игуменьи: он просто в ужасе сказал, что больше туда ни ногой. Даже, говорит, разговор с ней ведешь, она тебя видит, а ты ее нет. Кругом камеры слежения и прослушки. Некоторые монахини из этого монастыря просто убежали…
Особое внимание заслуживает отношение Патриархов к Свято – Троицкому монастырю.
Незадолго до смерти Алексий II служил в Муроме в Спасо - Преображенском монастыре. Встречали его на набережной Оки (с Дивеева) – крестным ходом во главе с Архиереем. Алексий II отпускает встречающих его духовенство и народ к месту служения, а сам едет к матушке Тавифе, якобы поклониться мощам Петра и Февронии, но что это не так, доказывает тот факт, что поклониться мощам свв. Благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, что буквально за стеной тавифиного монастыря, он догадался только перед отъездом из Мурома. Значит, патриарх приезжал именно к игуменьи Тавифе.
В нынешнем году патриарх Кирилл в день свв. Петра и Февронии служил здесь у Тавифы.
На прошлой неделе Владимирский архиепископ Евлогий с духовенством служил в Благовещенском мужском монастыре. Основание: 100 лет со дня рождения патриарха Пимена, он мол де в 1945-46 гг. служил в этом храме. Это фальшивка. В это время мне было 15-16 лет и я регулярно посещал богослужения в этом храме (другого – то просто не было), Пимена служащим я никогда не видал. Да в это время он (простите меня) просто болтался в Муроме, демобилизовавшись (как говорили) из армии. Здесь я встречался с ним у схиигумена Савватия (Крутень) и только. Но вот вскоре после Мурома Пимен пошел в гору и стал духовником Алексия I (Симанского). Это верно.
Здесь, в Муроме в эти годы в маленьком домике у стен монастыря (за этот домик потом (за обладание им) вели борьбу архиереи, он и сейчас, я думаю стоит), жила с монашками, некая матушка Мария (звали ее игуменьей, но говорили, что она просто до разгона монастырей была келейницей у игуменьи, а вот какого монастыря, не знаю, просто мне это было ни к чему). Важно другое, что эта фигура была не менее значимой, чем сейчас Тавифа. Так что Пимен не просто так здесь был, и именно отсюда он начал свое восхождение, не потому ли и не узнавал потом (в упор) своих муромских благодетелей.
Нельзя обойти молчанием и значение о. Благочинного – это человек игуменьи Тавифы. Она однажды при мне рекомендовала его как весельчака и анекдотиста. Он и сейчас в алтаре рассказывает анекдоты, может выругаться нецензурно. Я убежден, что его назначение – подыскивать так или иначе негодных ставленников, а потом, рукоположив их, спаивать, тем самым делая их «своими людьми». Я сам наблюдал это, и другие свидетельствуют.
Немного о храме – лектории при Муромском Институте. Храм был устроен при моем непосредственном участии. Настоятельство явно хотел взять в свои руки о. Кирилл, но Владыка как-то так тонко поставил меня. Указ о моем назначении целый месяц о. Благочинный держал в кармане. Потом в институт на пост настоятеля явились евреи – двое, оба москвичи, протежировал их о. Кирилл, но Епископ Евлогий так и не допустил ни одного из них на этот пост, хотя институтское руководство и хотело этого. После моего ухода там нет постоянного настоятеля. Храм как бы есть, и как бы нет его.
Выводы:
Каждый монастырь выполняет свое задание.
- Благовещенский - разлагает братию;
- Спасо-Преображенский - приучает православных к католичеству;
- Воскресенский - лицемерно-показное православное богослужение с ложным монашеским уклоном. «Артисты» - по словам св. Игнатия Брянчанинова.
- Свято-Троицкий закрыт по-масонски.
Характерно отношение их ко мне (а я ведь только в Воскресенском не был духовником при их становлении), Кронид два – три года прекратил поздравление, Елена тоже.
Кирилл и Тавифа - политично держат «нос по ветру», как будто ничего не замечая, зато два года назад, под видом опеки надо мной, приставил (о. Кирилл) ко мне некоего монаха Трофима, который брал у меня проповеди, печатал их. Трофим вел запись наших бесед на диктофон, просил разрешения ознакомить с записью о. Кирилла, на что я давал согласие. Я никогда и ни от кого не скрывал своих богословских взлядов.
Не ясно (по крайней мере для меня) поведение Владыки Евлогия ко мне. Он с первых шагов видел, что я противоборствую с молодым духовенством, сплотившимся около Благочинного, и при этом постоянно стремился чем – то меня поставить выше их. На совещаниях постоянно требовал, чтобы я сидел рядом, дал пять наград, начиная от митры и кончая служением Литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш…». На мой земной поклон ему отвечал земным поклоном мне. Говорил, что его желание до смерти моей видеть меня настоятелем Николо – Набережного храма, не скрывал, что переводил меня оттуда под давлением Москвы, конкретно архиепископа Арсения патриаршего викария.